Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Он обратился с письмом к президенту России с просьбой о передаче в пользование его структуры пакета авиахолдинга AirUnion, а также пакетов иных авиакомпаний. По мнению главы "Ростехнологий", именно его госкорпорация должна руководить процессом создания нового перевозчика, способного конкурировать на мировом рынке. По слухам, Владимир Путин счел возможным принять к сведению инициативу Сергея Чемезова, и в ближайшее время соответствующие распоряжения могут поступить в профильные ведомства.
Аналитики не склонны отказаться от подозрений, что в пользу господина Чемезова сыграл факт его личной дружбы с президентом. Это первое, что приходит на ум, когда становятся известными все новые претензии главы "Ростехнологий" на самые доходные российские активы.
На днях Сергей Чемезов уже ходатайствовал перед верховной властью с просьбой компенсировать "Рособоронэкспорту" (РОЭ) $500 млн за покупку 66% акций "ВСМПО-Ависма", крупнейшего мирового производителя титана.
Напомним, что госкорпорация "Ростехнологии" создана по инициативе Владимира Путина на основе специального закона на базе ФГУП "Рособоронэкспорт". Этим ФГУП руководил господин Чемезов, лично лоббировавший идею преобразования РОЭ в госкорпорацию.
Госкорпорации - новый для России институт, активно развивающийся в последние пару лет. Эти громоздкие структуры создаются за счет имущественного и финансового взносов со стороны государства и уполномочены распоряжаться этими взносами по своему усмотрению. Финансово госкорпорации почти не прозрачны.
В "Ростехнологии" кроме преобразующегося в ОАО "Рособоронэкспорта" должны войти и его дочерние компании, в том числе ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "Русспецсталь", ОАО "Оборонпром" и, по разным данным, пресловутая ОАО "ВСМПО-Ависма". Активы РОЭ и его "дочек" оцениваются примерно в $25 миллиардов.
Собственных средств на покупку пакета акций титанового гиганта у РОЭ не хватило, пришлось занимать у банков. Но поскольку сделку совершало федеральное предприятие для нужд государства, а бюджет 2007 г. профицитный, господин Чемезов и считает нормальным возвратить часть затраченных средств из дополнительных доходов государства. Попутно необходимо отметить, что "Рособоронэкспорт" кредитовали ВТБ и Сбербанк, в которых государство является главным акционером. Финансовыми вопросами в госкорпорации ныне ведает бывший руководитель корпоративного направления банка ВТБ. При всех этих пикантных подробностях схема, предложенная господином Чемезовым, приобретает еще большую двусмысленность.
Теперь Сергея Чемезова привлекает государственная доля в создаваемом холдинге AirUnion. Президент требует обеспечить государственное присутствие в авиахолдинге не менее чем в 45%, а Росимущество имеет виды на 58%.
Скорее всего, аппетиты господина Чемезова будут удовлетворены за счет частных акционеров AirUnion. В лучшем случае, им предложат компенсацию за выход из бизнеса. В худшем - будет признана оценка активов, произведенная по заказу Росимущества, и государство как доминирующий акционер передаст свою долю в пользование госкорпорации, которая и завершит формирование холдинга.
В последнее время активно муссируются слухи о возможном включении отечественной гражданской авиации в отдельный национальный проект. Немногим ранее "Ростехнологий" было создано ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", патронируемая вице-премьером Сергеем Ивановым. Очевидно, что за слухами о новом проекте стоят большие финансовые интересы и влиятельное политическое лобби.
В случае с авиахолдингом AirUnion интересы господ Чемезова и Иванова могут пересечься. Вполне возможно, хуже их отношения уже не станут: у бывшего главы "Рособоронэкспорта" давние и традиционные трения с экс-министром и нынешним руководством Министерства обороны. К тому же по политическим бонусам бизнесмен от государства пока превосходит члена правительства, и виды на будущее у него яснее и оптимистичнее.
Сергею Чемезову до сих пор удавалось добиваться всего, чего он хочет, а его интересы далеко превосходят специализацию и "Рособоронэкспорта", и "Ростехнологии". По статусу и значимости возглавляемая им структура почти равна естественным монополиям. Ее дальнейшее расширение и перекачивание огромных средств из профицитного бюджета лишний раз подтвердят: власть в России принадлежит корпорациям и им служит.
Брюссель знает, чего хочет