Греки-киприоты дают обратный ход

Греки готовы пересмотреть свой взгляд на проблему объединения Кипра. Но наряду с положительными последствиями это может обернуться для греков и рядом осложнений


ФОТО: AP



Сторонники объединения Кипра могут праздновать победу: на завершившихся в греческой части острова президентских выборах наибольшее число голосов избирателей получил Димитриас Христофиас, выступающий за установление федеративных отношений с турками-киприотами. После более чем тридцатилетнего периода размежевания, вызванного турецкой оккупацией Северного Кипра, греки, по-видимому, готовы пересмотреть свой взгляд на проблему. Мировое сообщество, в первую очередь, США и их европейские союзники, давно убеждали юг Никосии отказаться от изоляции северных соседей, ведь Средиземноморье расположено в стратегически важном для Вашингтона регионе, граничащем с неспокойным Ближним Востоком, и напряженность на южном фланге НАТО создает Белому дому дополнительные трудности. Тем не менее кипрские греки до последнего времени отказывались вести переговоры о нормализации отношений с турецкими лидерами, опирающимися на военную поддержку Анкары. На состоявшемся несколько лет назад референдуме они предпочли сохранение разделенности острова проживанию в одном государстве с кипрскими турками. Однако на этот раз Запад, похоже, достиг своей цели.

Неурегулированность конфликта на Кипре создает серьезные проблемы для обеих общин. Южная часть острова со времени турецкого вторжения находится в блокаде, а северная, формально считаясь частью единого государства, фактически представляет собой квазигосударство, признанное независимым только Анкарой. Греческая часть Кипра недавно стала частью ЕС, тогда как турецкая община осталась за бортом европейской интеграции. Большие трудности в связи с напряженностью на Кипре испытывает и Турция. За конфликт с греками Анкара расплачивается потоком критики, звучащей в ее адрес со стороны Брюсселя и, самое главное, отсутствием каких-либо продвижений на переговорах о вступлении в Евросоюз. Фактически Турция оказалась в парадоксальной ситуации: настаивая на своем полноценном членстве в альянсе, эта страна оккупирует и подвергает блокаде одного из его членов. В этих условиях приход к власти Димитриаса Христофиаса может стать для Анкары уникальным шансом решить застарелую проблему и выбить из рук противников приема Турции в ЕС важнейший козырь.

Нельзя не заметить, что наряду с бесспорно положительными последствиями, объединение острова может обернуться для греков и рядом осложнений. Декларируемое новым кипрским президентом федеративное устройство государства будет означать совместное, греко-турецкое управление островом, что автоматически лишит Никосию статуса самого ярого противника присутствия Анкары в европейском клубе. Кроме этого, прошедшие в Европарламент депутаты от Северного Кипра наверняка станут проводниками интересов Турции, что будет способствовать развитию диалога Анкары с европейскими столицами. Не исключено, что Афины со временем также уступят давлению США и вслед за киприотами перестанут препятствовать членству Турции в ЕС. Это существенно повысит шансы Анкары на вступление в Евросоюз. В свою очередь, став членом альянса, Анкара сможет серьезно усилить свое влияние на Балканах, что противоречит интересам Греции.

Интеграционные процессы на Кипре, помимо прочего, будут чреваты серьезными демографическими изменениями. Уже сегодня немалая часть жителей севера острова - выходцы из "континентальной" Турции, и возможность расселяться на новых территориях может привести к новому потоку эмигрантов из этой страны. Людской потенциал Турции несопоставим с потенциалом вместе взятых Греции и Южного Кипра, поэтому одним из последствий воссоединения острова станет постепенное усиление турецкой общины. Едва ли новое руководство государства не осознает это. Остается предположить только то, что партийная принадлежность нового президента (а Димитриас Христофиас считается убежденным коммунистом), не помешала ему найти общий язык с настаивающим на объединении Вашингтоном.

Если примирение между кипрскими греками и турками состоится, оно, безусловно, станет важным прецедентом для решения подобных проблем. При этом случайно или нет, но последние новости с Кипра совпали по времени с возникновением прецедента совсем иного рода - косовского. По странному стечению обстоятельств в обоих случаях в выигрыше оказались союзники США - турки и албанцы, а горечь поражения испытали (или с высокой степенью вероятности испытают) традиционные партнеры России - сербы и греки. Белый дом за столь короткий период может записать в свой актив сразу две крупных внешнеполитических победы, тогда как Кремлю придется в очередной раз признать, что на Балканах и в Средиземноморском регионе Вашингтон не имеет конкурентов.

Выбор читателей