Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Руководство Китая давно поставило перед страной амбициозную цель: стать сильной, процветающей мировой державой. А это очень дорогостоящий проект, подразумевающий как экономический рост и повышение уровня жизни граждан, так и развитие технологий, перевооружение армии и многое другое. На этом пути достигнуты серьезные экономические успехи: ВВП, растущий на 10% - 11% в год, составил в 2007 г. $3,5 триллиона. Китай запускает спутники, развивает металлургию и ядерную энергетику, закупает и производит оружие, создает национальную самолетостроительную корпорацию, финансирует культурную экспансию и туристический бизнес.
Но все это происходит на фоне поляризации и расслоения общества, отсутствия пенсионного обеспечения, обострения проблем в области здравоохранения, образования и сельского хозяйства. Пытаясь решить эти вопросы, председатель КНР Ху Цзиньтао выдвинул новую концепцию развития страны, нацеленную на построение "гармоничного социалистического общества". Суть этого проекта – в объединении идей модернизации и научного развития с социалистической идеологией и традициями китайской культуры.
Огромные ресурсы были использованы для реализации комплекса мер, нацеленных на сокращение разницы в доходах между городским и сельским населением, смягчение издержек урбанизации, удовлетворение потребностей в энергии, продуктах питания и т.д. Однако такой патерналистский подход натолкнулся на осторожное сопротивление части китайской элиты, исповедующей либеральные взгляды и рассматривающей свою страну как часть мировой экономической системы. В ответ на эти попытки "деморализовать общество" китайский лидер обнародовал программу "Восемь добродетелей и восемь пороков". В этом документе, представляющем собой нечто среднее между "Кодексом строителя коммунизма" и списком смертных грехов, были обобщены правил поведения для всех граждан Китая.
В октябре 2007 г. прошел XVII съезд КПК, на котором Ху Цзиньтао провозгласил продолжение курса на модернизацию, реформы и открытость миру. Программный доклад китайского лидера содержал пункты о построении "среднезажиточного общества" с акцентом на улучшение жизни народа, развитии социалистической демократии, сохранении контроля партии над армией и укреплении "мягкой" мощи китайской культуры. Отдельное внимание было уделено вопросам охраны климата на планете и механизмам формирования валютного курса китайского юаня. Коснувшись проблемы Тайваня, Ху Цзиньтао сказал: "Мы никому не позволим ни под каким предлогом и ни в каких формах откалывать Тайвань от Китая". Съезд партии стал камертоном, задавшим тональность первой сессии ВСНП нового созыва.
Первые выступления, прозвучавшие на сессии ВСНП, были посвящены текущим проблемам. Как заметил китайский премьер Вэнь Цзябао, усугубление дисбаланса мировой экономики, замедление темпов экономического роста, обострение конкуренции и ипотечный кризис в США могут крайне негативно сказаться на развитии китайской экономики. Добавим сюда рост цен на зерновом и энергетическом рынке, и взрывоопасный коктейль готов. Отдельной проблемой является Тайвань, угроза формального отделения которого вышла на первое место после провозглашения независимости Косова.
На этом тревожном фоне усиливается внешнее и внутреннее давление на китайское руководство. Отсюда повышенное внимание СМИ к фигуре гипотетического "преемника" Ху Цзиньтао, слухи об изменении демографической политики и озабоченность в связи с увеличением финансирования военных расходов. Последний вопрос напрямую касается России, которая в последнее время теряет китайский рынок вооружений. Хотя глава китайского правительства особо подчеркнул в своем выступлении, что за последние пять лет "отношения с Москвой поднялись на новый уровень", Пекин расширяет сотрудничество с Евросоюзом и Японией и все чаще покупает оружие в США.
Эксперты давно говорят о том, что, делясь с Китаем достижениями в области высоких технологий и снабжая его энергоресурсами, Россия сама не знает, кого она поддерживает – союзника, конкурента или потенциального противника.
На Западе не хотят ждать, когда Москва сделает первый шаг