Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Как рассказал накануне на пресс-конференции начальник столичной Госавтоинспекции Сергей Казанцев, в результате проведенной его ведомством проверки был выявлен целый ряд нарушений в деятельности московских автошкол - несоответствие требованиям учебно-правовой базы, оплата услуг обучающимися напрямую инструкторам, низкая квалификация обучающего персонала, допуск к обучению лиц, не имеющих на это права, а также фальсификация внутренней документации.
Количество и характер нарушений повергли Казанцева, по его собственному признанию, в состояние шока. "Даже удивляешься, как вообще могут работать эти предприятия, - возмутился он в беседе с журналистами. - На сегодняшний день в городе работают около 300 автошкол, которые, извините за выражение, готовят "полуфабрикаты".
По данным на начало 2006 г., в Москве функционировали 238 автошкол, 64% из которых являлись негосударственными. Основные проблемы их работы - халатность инструкторов и коррупция, за которые следовало бы наказывать, по общему убеждению чиновников, лишением лицензии на профессиональную деятельность. Но на практике, как выясняется, это невозможно.
Дело в том, что десять лет назад ГАИ лишилась своих прав по контролю за автошколами, передав соответствующие полномочия Минтрансу. Проверки учебных заведений для водителей по-прежнему проводит автодорожная инспекция, но заканчиваются они подачей отчетов в министерство, которое, в свою очередь, должно оперативно принимать карательные меры. Однако у этого ведомства работы и без того навалом, так что на практике оно просто не успевает справляться с потоком документов, связанных с выдачей и изъятием лицензий автошкол.
"Процесс подготовки водителей никем не контролируется. Когда приходит время получать лицензию, школы готовят все необходимые документы так, что не подкопаешься. Но как только лицензия получена и начинаются трудовые будни, совершаются грубейшие нарушения, - прокомментировал ситуацию заместитель начальника ГИБДД Москвы Геннадий Прядко. - Возможно, дело в том, что департамент просто не в состоянии самостоятельно с этим справиться. Не хватает времени и сил".
По словам Казанцева, одна из самых актуальных проблем фактически отложена в долгий ящик: за последние годы у столичных автошкол не было отозвано ни одной лицензии, хотя результаты проверок ГАИ свидетельствовали о вопиющем безобразии в этой сфере специального образования.
Такая ситуация не может не сказываться на качестве подготовки водителей: аварийность среди начинающих автомобилистов постоянно растет. "Относительный показатель в расчете количества ДТП на сто подготовленных водителей за два года вырос в столице на 39%", - констатировал глава ГИБДД. А за последние семь лет количество автоаварий на территории Московской области увеличилось вдвое - с 7 до 14 тысяч.
Москва - далеко не единственный российский город, для которого проблема качества работы автошкол является злободневной. Примерно месяц назад о коррупции в этой сфере заявляла губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, назвавшая автошколы "лавочками, где покупаются права".
Иного мнения придерживаются эксперты, которые объясняют весь пыл чиновнической критики желанием прибрать к рукам сытную кормушку и взять под контроль финансовые потоки. Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин пояснил "Новым известиям": "Идет дележка пирога. Плата за лицензии - это значительные суммы. Поэтому гашники хотят вернуть эту функцию себе. Взяв руль в свои руки, они сначала закроют автошколы, затем продадут им лицензии. А дальше будут иметь стабильный "доход" с проверок. При этом хаоса в автошколах не станет меньше. Ведь и в нынешних проблемах, по большому счету, виноваты не чиновники из Минобра, а коррумпированные гаишники, торгующие правами".
"Мы не говорим, что лицензирование надо вернуть нашему ведомству, хотя во времена, когда этим занимались гаишники, ситуация была гораздо лучше. Но мы считаем, что государственный контроль должен быть ужесточен", - опровергает эти подозрения пресс-секретарь ГИБДД столицы Игорь Колосков.
Со своей стороны, представители автошкол склонны перекладывать вину на обстоятельства. Президент межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева объяснила "Коммерсанту": "Автошколы часто обвиняют в плохой подготовке водителей, только забывают, что программа обучения не менялась с 1999 года. Сейчас теорию и три упражнения на площадке сдал, 15 минут по городу покатался и получил права, в то время как в Европе нужно минимум 40 минут ездить. В итоге человек, сдавший все на "пять", совершенно не готов влиться в городское движение".
Эту точку зрения разделяет и автор действующих экзаменационных билетов в ГАИ, руководитель одной из столичных автошкол Геннадий Громоковский. Сейчас курс вождения длится два месяца, за которые подготовить адекватного водителя просто невозможно, и Сергей Казанцев вчера не зря говорил о необходимости изменения образовательных стандартов. "Только тогда можно будет говорить о профессиональной подготовке", - соглашается Громоковский.
С другой стороны, программами ведает не ГИБДД, и даже не Минтранс, а Министерство образования, отвечающее за модернизацию всей системы обучения водителей. Программа ведомства на 2007 - 2008 гг. предусматривает, увы, только "анализ применяемых программ и разработка рекомендаций по их адаптации к современным условиям дорожного движения", то есть никаких нововведений и реформ не предвидится. Рособразование главным образом пропагандирует безопасность движения в школах и развивает программы обучения профессиональных водителей - таксистов и водителей грузовиков.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности