Беспорядки в Тибете могут сорвать Олимпиаду

Мало кто сомневается в способности китайской армии жестко подавить беспорядки в Тибете, однако такие действия способны окончательно испортить имидж Китая в преддверии пекинских Игр


ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Обострение ситуации в Тибете подтвердило правоту тех, кто предупреждал об опасности "прецедента Косова". В конце прошлой недели мирные демонстрации за независимость Тибета, организованные в столице Тибетской автономии Лхасе сторонниками находящегося в изгнании Далай-ламы, переросли в погромы. Телевизионная картинка этих беспорядков мало отличается от того, что происходило, к примеру, три года назад в Бишкеке: те же разгромленные витрины, горящие автомашины, камни, летящие в полицейских, размахивающих дубинками. По разным данным, погибло от 10 до 100 человек; информации о количестве раненых нет, зато известно, что многие местные жители не могут найти своих родственников. Власти Китая ввели временный запрет на посещение иностранцами Тибета и призвали находящихся там иностранных граждан в ближайшие дни покинуть автономию. В минувшие выходные в район для подавления беспорядков были введены армейские подразделения, однако уже в воскресенье волнения выплеснулись на территорию префектуры Аба соседней провинции Сычуань.

Там около 200 выходцев из Тибета забросали камнями и бутылками с зажигательной смесью полицейский участок, рынок и несколько соседних домов. Если учесть, что в свое время китайские власти отделили от Тибетской автономии несколько районов компактного проживания тибетцев, можно спрогнозировать географию продолжения беспорядков. В первую очередь, речь идет о провинции Цинхай, округе Дяньчжу и префектуре Ганьнань провинции Ганьсу, префектуре Дэцин провинции Юньнань, а также в еще двух административных образованиях провинции Сычуань - префектуре Ганзи и округе Мули.

Все это происходит на фоне подготовки к Летней Олимпиаде в Пекине. Всего через две недели факел с олимпийским огнем должен начать свой путь в Китай, и, согласно утвержденному плану, этот маршрут пройдет через Тибет и другие населенные тибетцами регионы. Мало кто сомневается в способности китайской армии жестко подавить беспорядки, однако такие действия способны – и это уже очевидно по реакции мировых СМИ на ситуацию в Лхасе – окончательно испортить имидж Китая.

Духовный лидер тибетцев Далай-лама попытался разрядить ситуацию и 16 марта выступил с обращением, в котором призвал участников конфликта к спокойствию и сдержанности. Кроме того, он предложил провести международное расследование для выявления причин и зачинщиков беспорядков. Также Далай-лама упомянул "геноцид", которому подвергаются тибетцы со стороны Китая, и некие "международные организации", направившие мирное движение за большую автономию в русло погромов.

Комментируя происходящее, эксперты уже высказали три версии причин тибетского бунта. Одни – но таких немного – считают эти выступления "спонтанным ответом народа на проводимую с 1949 г. политику подавления, которая может сделать тибетцев национальным меньшинством на собственной земле". Эта точка зрения отчасти базируется на словах Далай-ламы, назвавшего протестные выступления "выражением глубокого недовольства тибетского народа нынешним правлением". Но эта гипотеза не объясняет, почему "разгневанный народ" терпел 59 лет. Почему взрыв "спонтанного возмущения" был синхронизирован с серией выступлений, прокатившихся по миру 9 - 10 марта. И почему эти акции, приуроченные к 49-й годовщине тибетского восстания, сопровождались призывами бойкотировать пекинскую Олимпиаду.

Ответы на эти вопросы предлагают две другие версии. По одной из них, Далай-лама использует Олимпиаду и мировое общественное мнение, чтобы добиться автономии для Тибета и, помирившись с китайскими властями, вернуться на родину. По другой, проблема Тибета, Олимпиада, мировое общественное мнение, а заодно и сам Далай-лама являются фишками в игре Запада против Китая.

Чтобы понять происходящее, необходимо обратиться к истории вопроса и хронологии протестов. Первого октября 1949 г. китайские коммунисты, руководимые Мао Цзэдуном, сформировали Центральное народное правительство, которое занялось "собиранием земель" Китайской Народной Республики. В 1951 г. настала очередь Тибета, в который были введены китайские войска. Вторжение вызвало недовольство местного населения и буддийских элит, и в 1956 г. в Литханге, в других областях Кхама и Амдо, а затем и в западном Тибете начались народные волнения. В марте 1959 г. китайские власти начали широкомасштабную операцию по подавлению восстания, которая продлилась до сентября 1960 года.

Именно тогда совсем молодой Далай-лама и его приближенные покинули страну и обосновались в Индии, где вскоре было сформировано правительство Тибета в изгнании. С формально-юридической точки зрения, разногласия между Пекином и Далай-ламой сводятся к тому, что первые считают, что "Тибет искони является неотъемлемой частью территории Китая", а вторые утверждают, что "Тибет всегда был независимым государством". В течение 49 лет Далай-лама объехал весь мир, пропагандируя идею независимости Тибета, и получил Нобелевскую премию мира 1989 года. Все это вызывало раздражение Пекина, который давно уже сформировал в Тибетской автономии зависимую от него администрацию и добился лояльности оставшихся в регионе буддийских лидеров.

В последние годы Далай-лама несколько смягчил свою позицию, сменив требование независимости Тибета на призыв предоставить тибетскому народу "широкую автономию с целью сохранения уникальной тибетской культуры и традиций". В свою очередь, китайское руководство, стремясь застраховаться от "раскольнической деятельности" духовных лидеров Тибета, утвердило в 2007 г. новую процедуру избрания следующего Далай-ламы, присвоив себе право влиять на выбор кандидата. Столь бесцеремонное вторжение светских властей в процедуру возмутило буддистов всего мира.

Параллельно и до недавнего времени совершенно независимо от тибетского сюжета развивалась кампания, нацеленная против проведения Олимпиады в Пекине. Разговоры о том, что "Китай не достоит проводить Олимпийские игры, потому что там нарушаются права человека", начались еще в 2001 г. и продолжались в течение шести лет в вялотекущем режиме. В 2006 г. международная организация "Репортеры без границ" прямо призвала бойкотировать Игры в Пекине. Одновременно начался выпуск рекламной продукции, на которой олимпийские кольца пекинской Олимпиады изображались в виде наручников.

Год назад к кампания против проведения Олимпиады в Пекине была "подшита" проблема Тибета. Двадцать пятого апреля 2007 г. на Эвересте был задержаны граждане США с плакатами соответствующего содержания. С этого момента к девизу пекинской Олимпиады – "Один мир, одна мечта" – был добавлен лозунг "Свободный Тибет в 2008 году". Одновременно началась игра вокруг требования разрешить тибетским спортсменам выступить на Олимпиаде под собственным флагом, как если бы Тибет был независимым государством. В результате МОК был вынужден несколько раз объяснять, что в Олимпийских играх могут участвовать только государства, имеющие национальные олимпийские комитеты.

К лету кампания под лозунгом "Один мир, одна мечта, освободите Тибет" распространилась по всему миру. Ее участниками стали десять тысяч индийских жителей Тибета, устроивших демонстрацию в Нью-Дели, устроители пикета на Великой Китайской стене, путешественница из Голландии, отправившаяся в дорогу с целью привлечь внимание к проблеме Тибета. Эта тема громко прозвучала на Венецианском кинофестивале, когда Ричард Гир заявил, что "бойкот Олимпиады-2008 в Пекине – отличная возможность потребовать, чтобы Китай прекратил нарушать права человека в Тибете и позволил Гималайскому региону самому решать свою дальнейшую судьбу".

В августе 2007 г. в палату представителей Конгресса США были внесены сразу две резолюции об официальном бойкоте Олимпиады-2008. А в начале сентября эта тема обсуждалась на Тайване, где прошел симпозиум по правам человека в Тибете. Собрание правозащитников из США, Европы и Азии потребовало от правительства Китая отменить запрет на посещение Игр для Далай-ламы и членов правительства Тибета в изгнании, а также всех, кто был ранее вовлечен или поддерживал кампанию самоуправления для тибетцев.

Затем призывы бойкотировать Олимпиады зазвучали в Европе. Принц Уэльский отказался посетить Олимпиаду – "из-за позиции официального Пекина по отношению к Тибету". Дело дошло до того, что Британская олимпийская ассоциация была вынуждена признать факт вовлечения олимпийского движения в "пропаганду идей посторонних организаций". А после того как в январе 2008 г. Далай-лама призвал к проведению мирных протестов во время Олимпийских игр, эксперты пришли к выводу, что конечная цель всей этой игры – "устроить масштабную провокацию во время Олимпиады".

Второго марта в этой акции приняла участие Бьорк – во время концерта в Шанхае, заканчивая исполнение песни Declare independence, она воскликнула: "Тибет, Тибет!" Десятого марта, в день памяти Тибетского восстания 1959 г., в Индии начался "марш возвращения в Тибет". В тот же день в Греции группа тибетцев зажгла огонь в древней Олимпии, протестуя против власти Китая на землях Тибета. Одновременно прошли манифестации на Тайване, в Непале и в самом Тибете.

После того как мирные демонстрации в Лхасе переросли в погромы и пролилась кровь, к антикитайским демонстрациям присоединились Европа, Австралия и США, где консульство КНР забросали камнями. Теперь, когда произнесены такие слова, как "геноцид" и "убийство мирного населения", наблюдается резкий рост числа людей, готовых высказать свое осуждение в адрес "китайского тоталитаризма".

В общем, у Китая теперь есть свое Косово, и независимо от того, кто и почему втянулся в эту кампанию, России стоит рассматривать этот сюжет в контексте Олимпиады, которую она готовится проводить в 2014 году. Западные СМИ давно рассказывает публике о тоталитарной сущности России, а взрывоопасный регион, в котором будет проходить сочинская Олимпиада, может дать немало поводов для раскрутки аналогичной кампании.

## AP ©

Выбор читателей