"Мир" не обойдется без Китая

Китайская нефтегазовая дипломатия делает успехи от Венесуэлы до Африки и от Сибири до Персидского залива. Почувствовав запах газа, китайцы заявили о своем возможном участии в строительстве газопровода "Мир"




Вот уже много лет Иран, Пакистан и Индия пытаются договориться о строительстве газопровода. Это, понятно, нелегко, учитывая недобрые отношения между Дели и Исламабадом и проблемность любых проектов с участием Тегерана. Однако Ирану нужно расширять экспорт газа, а Индия и Пакистан остро нуждаются в энергоресурсах. Поэтому три страны в итоге оставили проблемы и обиды за скобками и сели за стол переговоров. Постепенно стали вырисовываться контуры договоренности.

Газопровод с символичным названием "Мир" будет иметь протяженность 2670 км, по нему ежегодно будет транспортироваться 21 млн кубометров иранского газа в Пакистан и Индию. Позднее мощность предполагается увеличить до 50 млн кубометров. Стоимость трубы оценивается в $7,5 млрд, а пустить ее в действие предполагается уже в 2011 году.

Однако до окончательного решения пока еще далеко – основная проблема по-прежнему в индийско-пакистанских отношениях. Недавно, например, Индия приостановила свое участие в трехсторонних переговорах. Не подписано и двустороннее пакистано-индийское соглашение о поставках газа (а без него не могут быть реализованы и трехсторонние договоренности). Поговаривают также о том, что на Дели очень серьезно давит Вашингтон – чтобы вообще завалить этот проект и не дать Ирану выйти на новые рынки газа. В то же время ирано-пакистанская часть проекта уже практически оформлена и ждет не дождется реализации. Как утверждает заместитель министра нефти и природных ресурсов Пакистана Фарук Гайюм, его реализация начнется в самое ближайшее время, и – независимо от позиции Индии – уже через пару лет Пакистан будет получать 60 млн кубометров газа в сутки. Хотя, по мнению пакистанца, нет никаких препятствий для продолжения переговоров с индийской стороной о ее участии, но его страна готова к реализации проекта и в двустороннем формате.

Впрочем, формат может вновь стать трехсторонним, но только третьим будет не Индия. Почувствовав запах газа, тут уже подсуетился ее удачливый конкурент в борьбе за энергоресурсы – Китай. Фарук Гайюм сообщил о возможном участии КНР в строительстве газопровода "Мир". Точнее, это будет уже совсем другой проект. В настоящее время пакистанские и китайские специалисты занимаются реконструкцией перспективной транспортной магистрали – Каракорумского шоссе в горных районах на севере Пакистана. И китайцам пришла в голову мысль: а почему бы не проложить вдоль этой трассы газопровод? Они объявили о своей готовности это сделать, подключившись, таким образом, к "Миру". В этом случае газопровод может просто не дойти до Индии: Китай и Пакистан запросто оприходуют все 20 млн кубометров газа. На какую-то долю иранского газа Индия сможет рассчитывать, только когда мощность трубы будет увеличена до 50 млн кубометров.

Таким образом, повторяется история с российским нефтепроводом Восточная Сибирь – Тихий океан. Теоретически он должен дойти до океана, чтобы снабжать Японию, Корею и других важных потребителей. Однако с середины маршрута намечено построить "ответвление" в Китай, и оно может сделать строительство остальной части трубы ненужным на данном этапе: ведь под него пока просто не хватит разведанной нефти. Так и в Пакистане Китай собрался "перехватить" иранский газ, предназначавшийся для Индии. Само собой, Исламабад заявил, что не имеет никаких возражений против китайского предложения: ведь Пекин – его важнейший союзник и инвестор.

Вот так китайская нефтегазовая дипломатия делает успехи от Венесуэлы до Африки и от Сибири до Персидского залива. Причем в окружающих его регионах Китай постепенно притягивает к себе все энергетические потоки, будь то российский нефтепровод, новые трубы из республик Центральной Азии или ирано-пакистано-индийский газовый "Мир".

Рисунок Олега Локтева

Выбор читателей