Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Строго говоря, принятие ПДЧ не означает автоматического предоставления членства в НАТО, что и подчеркивают авторы письма, адресованного Схефферу. Однако следует понимать, что фактически оно представляет собой запуск процедуры присоединения. И если то, о чем было заявлено в Вашингтоне и в Восточной Европе, будет реализовано, западные границы России окажутся в клещах: к уже контролируемым НАТО странам Балтии прибавятся плацдармы на западе и на юге. К тому же это станет окончательным свидетельством того, что США впредь совершенно не намерены учитывать мнение России в своих внешнеполитических действиях. Впрочем, к такой развязке дело шло давно.
С другой стороны, ни для украинского, ни для грузинского правительства решение о присоединении к НАТО не обещает быть простым. И дело даже не в сложности процедур, предусмотренных уставом Альянса, и не в негативном отношении к установлению союзнических отношений с Киевом и Тбилиси со стороны некоторых членов этой организации.
Общественное мнение на Украине по вопросу НАТО расколото практически поровну, и каждая из сторон настроена решительно. Таким образом, дискуссия относительно будущих отношений с Североатлантическим альянсом грозит еще не оправившейся от предыдущего политического кризиса стране возвращением во времена противостояния на Майдане. И если затяжной правительственный кризис на Украине в результате закончился компромиссом, то в случае с НАТО Киеву придется выбирать строго одно из двух. Это обстоятельство стало настоящей головной болью для украинских властей. Так, в ответ на высказывание Буша председатель Верховной рады Арсений Яценюк заявил, что считает несвоевременным обсуждение вопроса о присоединении Украины к ПДЧ на саммите в Бухаресте. Примечательно, что незадолго до этого спикер Рады настаивал на необходимости скорейшего принятия ПДЧ. Метания Яценюка в полной мере демонстрируют остроту дилеммы для Киева.
Ситуация с Грузией еще более запутана. Как известно, вступление в Альянс государств, имеющих территориальные споры, Брюсселем не приветствуется. На это обстоятельство недавно обратила внимание канцлер Германии Ангела Меркель. При этом очевидно, что в обозримом будущем Тбилиси ни путем переговоров, ни силовыми методами восстановить контроль над Абхазией и Южной Осетией не сможет. Согласятся ли западные государства, игнорируя реалии, принять в НАТО Грузию, считая Абхазию и Южную Осетию ее составными частями? Такой вариант развития событий представляется крайне маловероятным: в обеих непризнанных республиках несут службу российские миротворцы, и в соответствии со своим мандатом, в случае начала военных действий они будут вынуждены применить силу для нейтрализации агрессора. При всех имеющихся между Москвой и Вашингтоном противоречиях, никто за океаном не хотел бы оказаться в состоянии вооруженного конфликта с Россией, защищая интересы Грузии.
Таким образом, более реалистично говорить о двух вариантах развития событий: либо все останется по-прежнему, и Грузия будет лишь партнером НАТО; либо Тбилиси во имя членства в Альянсе пойдет на крайне болезненный для себя шаг и откажется от притязаний на вышедшие из-под его контроля автономии.
Реальность такова, что Москва не в состоянии переубедить Вашингтон. При этом не приходится сомневаться в том, что жребий брошен и в Белом доме уже приняли решение о расширении Альянса за счет ближайших соседей России. Единственное, что может в этой ситуации сделать Кремль, – попытаться сдерживать Киев и Тбилиси. Вероятно, не случайно заявления Буша и "новых" натовцев практически совпали по времени с сообщением о том, что думский комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками готовится рассмотреть вопрос об изменении формата отношений России с Абхазией и с Южной Осетией. Причем один из вариантов, лежащих на столе парламентариев, предусматривает признание независимости этих республик. Сегодня сложно ответить на вопрос о том, что это – часть большой политической игры или реальное намерение Кремля. Но в последнем случае можно было бы утверждать, что Москва успешно осваивает новые международные правила, установленные Вашингтоном.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету