Иран рвется к России и Китаю

Тегеран твердо намерен вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества. Официальная заявка уже подана, однако рассмотрена она будет исключительно с учетом интересов шести членов союза




Иран изъявил желание вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Заявка уже направлена по адресу, теперь остается ждать решения, которое будет принято с учетом интересов стран, уже входящих в этот союз: России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Мораторий на прием новых членов в рамках ШОС пока не отменен.

Уже не первый год подряд Ирану приходится довольствоваться миссией наблюдателя, наравне с Монголией, Индией и Пакистаном. Такое положение дел Тегеран не устраивает: именно Иран на данный момент является одним из ключевых экономических игроков в регионе, называемом БЦА - Большой Центральной Азией.

Заслуги страны видны невооруженным глазом: это строительство в Таджикистане двух туннелей, двух крупнейших в регионе ГЭС, Сангтудинской и Шурабской, прокладывание железной дороги, которая соединит Таджикистан, Афганистан и Иран, а также создание в Таджикистане свободных экономических зон. Немудрено, что Таджикистан является главнейшим союзником Ирана. Его поддержкой Тегеран уже заручился, однако позиция России и Китая пока остается под вопросом.

Целью ШОС заявлено установление прочных экономических и военных связей между странами-участницами. Тем не менее западные аналитики склонны рассматривать организацию как антипод НАТО, который сможет противостоять влиянию США в Центральной Азии.

Вашингтон этого терпеть не намерен: после участия иранской стороны в саммите ШОС в 2006 г. представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил, что "присутствие Ирана в качестве наблюдателя - а Иран является крупнейшим и самым значительным спонсором терроризма - противоречит идее борьбы с терроризмом, которой посвятила себя эта организация".

Так или иначе, пока Иран не изменит свою внешнюю политику, на вступление в ШОС он может не рассчитывать. По отношению к ряду стран Иран ведет себя конфронтационно, а членам ШОС международный конфликт не нужен. Все дело в пресловутом иранском ядерном досье: удовлетворить требования МАГАТЭ Тегеран пока не готов.

Напомним, в марте Совет безопасности ООН принял третью по счету резолюцию, ужесточающую санкции против Ирана в связи с его отказом выполнить требования двух предыдущих резолюций и остановить программу по обогащению урана. Документ был принят почти единогласно: 14 из 15 представленных в СБ государств проголосовали "за" и лишь постпред Индонезии предпочел воздержаться.

На исполнение принятой резолюции Ирану отводится 90 дней. Если Тегеран в очередной раз проигнорирует требования Совбеза, ему грозит запрет на зарубежные поездки ряда лиц, участвующих в разработке ядерной программы, замораживание счетов некоторых иранских компаний и банков, а также инспекция грузов, перевозимых иранскими транспортными компаниями. В то же время санкции не распространяются на Бушерскую АЭС, возводить которую помогает Россия, и не предполагают силового давления.

Выбор читателей