Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
По мере развития кризиса практика выкупа центробанками наиболее рискованных активов, ставших таковыми в результате кризиса на рынке subprime, становится, возможно, единственным способом поддержания ликвидности банковской системы и недопущения краха особо ослабленных банков. Однако мнения экспертов расходятся в той части, стоит ли делать это одновременно сразу в нескольких странах или оставить вопрос на усмотрение каждого ЦБ в отдельности. "Существует аспект обеспечения ликвидности, в отношении которого, как мне кажется, нет необходимости организовывать пошаговые скоординированные действия мировых центробанков, – считает глава Банка международных расчетов Малкольм Найт. – Все зависит от ситуации на рынках каждой отдельной страны".
Нет единства мнений и насчет эффективности другой антикризисной меры, на которую возлагаются большие надежды, – возможности совместных валютных интервенций центробанков стран "большой семерки", направленных на поддержание курса американского доллара. Так, по мнению бывшего главного специалиста по валютному анализу Токийского банка Mitsubishi UFJ Ltd. Пола Черткова, центробанки войдут в противоречие с собственной политикой, проводимой ими в последние годы и заключающейся в критике Китая за периодические вмешательства в процессы на валютном рынке. Другим аспектом, осложняющим идею совместной валютной интервенции, является серьезная разница в кредитно-денежной политике, проводимой центробанками стран G7. Так, ФРС США, по всей видимости, продолжит снижать ставку вплоть до 1%, тогда как ЕЦБ продолжает удерживать ее на уровне 4 процентов. "Перспективы валютной интервенции – это, скорее, мечты курильщика опиума, – считает Пол Чертков. – В условиях, когда у Японии нет пространства для маневра, администрация Буша, как кажется, желает ослабить доллар, а ЕЦБ, безусловно, не пойдет на ослабление монетарной политики в ближайшем будущем, дискуссии вокруг валютной интервенции, на мой взгляд, не имеют какого-либо смысла".
Действительно, президент США во всеуслышание заявлял о том, что текущий курс доллара отражает состояние экономики страны, правда при этом оговаривался, что официальная позиция Белого дома заключается в поддержке сильного доллара. Подобная двойственность, когда глава государства говорит о необходимости укрепления национальной валюты, параллельно соглашаясь с ее нынешним упадочническим состоянием, не добавляет уверенности инвесторам и аналитикам. "На рынке существует мнение, что американские власти терпимо относятся к слабому доллару, – считает аналитик Merrill Lynch Стивен Энгландер. – Если они желают сократить валютные риски для инвесторов, то должны снизить остроту восприятия того, что власти смотрят на ослабление доллара сквозь пальцы". Единственным объяснением подобной политики может стать желание американских властей улучшить условия экспорта товаров из США. Действительно, в январе из-за слабого доллара американский экспорт вырос до рекордной отметки в $148 млрд, повысив ВВП на 1 процентный пункт. Однако оборотной стороной данного процесса становится резкое снижение инвестиционной привлекательности долларовых активов, что чревато куда более серьезными потерями, перевешивающими выигрыш от роста экспорта.
Таким образом, можно констатировать, что эффективных способов противодействия развивающемуся в США и перекидывающемуся на всю мировую экономику кризису пока не просматривается. Более того, все меньше надежд на удачный исход оставляют и возможные совместные действия центробанков развитых стран, на что еще совсем недавно возлагались большие надежды. Все вместе это означает, что лекарство от кризиса не найдено. Возможно, единственным выходом из ситуации станет предстоящая смена президента США и постепенное прекращение им войны в Ираке. Подобный шаг способен сократить госрасходы США и вдохнуть оптимизм в инвесторов. Однако все это возможно не раньше ноября, а кризис "стоит у ворот" уже сегодня.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт