Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Прошедшей зимой Европа уже балансировала на грани "блэкаута", веерных отключений электричества и тому подобных симптомов энергетического кризиса. Швейцарский исследователь Михель Диттмар из цюрихского Института физики элементарных частиц недавно опубликовал на сайте электронной библиотеки Корнельского университета довольно мрачные сведения, полученные от Европейской ассоциации операторов передачи электроэнергии (UCTE). В конце декабря в Западной Европе был зафиксирован абсолютный рекорд потребления электричества – энергосистемы работали на пределе своих возможностей. Несколько лишних морозных дней могли привести тогда к весьма серьезным проблемам со снабжением электроэнергией во время вечерних пиковых нагрузок во Франции и в соседних странах. Однако спасло то, что "оставшаяся часть зимы 2007 - 2008 г. была необычно мягкой, и серьезное испытание стабильности электросетей теперь отсрочено до следующей зимы", считает Диттмар.
Ситуация усугубляется неясностью в вопросе снабжения Евросоюза энергоресурсами. До недавних пор Европа была уверена, что такие крупные поставщики, как Россия и Иран, никуда от нее не денутся: первая накрепко привязана к ЕС трубами, а второй связан санкциями. Поэтому-то европейцы и сейчас считают себя хозяевами положения: пытаются навязать поставщикам свои "либеральные" правила игры, требуют гарантий поставок, но сами никаких гарантий не дают – напротив, носятся с идеей диверсификации источников энергии. Правда, успехи у них в этом деле небольшие. Все надежды возлагаются на Центральную Азию, но пока там сплошные нестыковки: то ресурсов не хватает, то труб.
В начале апреля еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер ездила в Ашхабад, после чего на днях торжественно объявила, что руководство Туркмении обещало зарезервировать для ЕС в 2009 г. целых 10 млрд куб. м газа и пригласило европейские компании к участию в тендерах на разработку новых месторождений. Ферреро-Вальднер назвала эту договоренность первым важным шагом в поисках альтернативных поставщиков газа, который уменьшит энергетическую зависимость Европы от России. Но в "Газпроме" тут же выразили удивление: как Евросоюз собирается транспортировать этот "зарезервированный" газ из Центральной Азии, когда все транспортные мощности до 2010 г. уже законтрактованы российской стороной? Неужели за год европейцы построят новую трубу? Вместе с тем предполагаемая труба – проект Nabucco – висит в воздухе, потому что под нее нет газа... И вот так всегда: что ни шаг – то неудача!
Зато идею диверсификации успешно взяли на вооружение сами поставщики, ведь на другом конце континента нефть и газ нужны не меньше, чем в ЕС. И вот уже Россия строит экспортный нефтепровод в Китай и к Тихому океану, собирается прокладывать и газовую трубу в Китай, а Иран стал одним из главных поставщиков Китая и сейчас договаривается о газопроводе в Пакистан и Индию. Впрочем, Тегеран готов развивать экспорт газа во всех направлениях (если, конечно, удастся обойти главное препятствие – США), в том числе участвовать в проекте Nabucco. А вот с Россией, которая многие годы является основным поставщиком углеводородов в ЕС, все гораздо сложнее. Она строит новые трубы, но не спешит увеличивать добычу нефти и газа. В 2007 г. добыча нефти в РФ увеличилась всего на 2,1%, а добыча газа сократилась на 0,8%. Европейские эксперты бьют тревогу и в связи с тем, что российские компании мало вкладываются в геологоразведку, из-за чего в будущем наращивать объемы добычи станет еще более проблематично, а по мере истощения ныне эксплуатирующихся месторождений она вообще будет сокращаться.
Но в самой России к этим тенденциям относятся спокойно. Ведь очевидно, что лучше иметь избыточные транспортные мощности (чтобы варьировать направление экспорта), чем ускоренными темпами истощать свои недра. Финансовой необходимости в таком расточительстве нет (и так уже в "кубышке" полтриллиона лежит), а энергоресурсы в дальнейшем будут только дорожать – так что, может, пора сокращать добычу и экспорт углеводородов? Чтобы, так сказать, растянуть удовольствие от нефтедолларов. А то ведь запасы нефти и газа небезграничны. Не далее как в начале апреля замглавы Минприроды РФ Алексей Варламов заявил: "Еще семь лет, и мы можем оказаться на грани исчерпания нашей минерально-сырьевой базы". По его словам, крупные месторождения уже близки к исчерпанию, теперь в разработку вводятся более мелкие и менее рентабельные, что увеличивает себестоимость добываемых ресурсов.
Все это совсем не радует Евросоюз. До недавних пор европейцев успокаивало только то, что российская экспортная инфраструктура ориентирована на Запад, а месторождения гораздо ближе к западным потребителям, чем к восточным. Однако нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) строится рекордными темпами: первая очередь, которая позволит поставлять нефть в Китай, должна быть завершена уже в этом году. А проблему дороговизны транспортировки нефти на большие расстояния российское правительство взялось решить кардинально. "Сейчас главная задача – выйти на новые принципы тарификации", – заявил недавно глава Минпромэнерго Виктор Христенко. По его словам, министерство считает необходимым обеспечить равнодоходность экспортных поставок нефти трубопроводным транспортом по разным направлениям, для чего нужно предусмотреть меньшие ставки тарифов на прокачку нефти на более далекие расстояния. То есть поставлять нефть к Тихому океану должно быть не менее выгодно, чем в Европу. Если эта идея будет реализована, Евросоюзу (учитывая его высокомерное отношение к России) точно не избежать энергетического кризиса.
Москва нашла способ реанимировать украинскую экономику