В "Спартаке" играл английский шпион!

Приготовьтесь к знакомству с самой невообразимой околесицей, которую когда-либо можно было услышать или прочитать применительно к истории отечественного футбола


ФОТО: amazon.com



Повод для данной заметки у вашего покорного слуги появился некоторое время назад, но он терпеливо выжидал, чтобы прошло побольше времени после 1 апреля и вы ненароком не решили, что это – традиционный для Дня смеха розыгрыш. Все, о чем пойдет речь ниже, описывается абсолютно всерьез.

В мае в Англии выйдет книга с названием "Товарищ Джим: шпион, игравший за "Спартак". В ней рассказывается история некоего Джеймса Риордана, который, видимо, должен занять в английской литературе место где-то между Робинзоном Крузо, моряком из Йорка, и Лемюэлем Гулливером, корабельным врачом.

Фабула такова. Риордан, в прошлом профессор университета Суррея, специалист по России и автор известной в Англии книги "Спорт в Советском Союзе", был в молодости убежденным коммунистом и в 1963 г. стал одним из первых английских студентов Высшей партийной школы в Москве. Будучи членом небольшой иностранной диаспоры, наряду со сбежавшими в 1951 г. в СССР из Великобритании Кимом Филби и Гаем Берджессом (как известно, эти двое – реальные исторические персонажи, члены так называемого Кембриджского шпионского круга), он по выходным играл в футбол вместе с представителями дипломатических миссий.

Однажды на их игру пришел посмотреть Никита Симонян, тренировавший в то время "Спартак". А пригласил его туда приятель Риордана – Геннадий Логофет, игрок того самого "Спартака". Увидев Риордана в деле, Симонян спросил его, не захочет ли он как-нибудь посетить тренировку "Спартака". Естественно, Риордан был в восторге и согласился. А спустя несколько дней Симонян позвонил ему, спросил, не занят ли он, и предложил прийти, захватив с собой бутсы.

Прибыв в Лужники, будущий профессор был ошарашен вопросом: не может ли он заменить в основном составе "Спартака" получившего травму центрхава (в другом месте упоминается позиция центрального защитника, но это, полагаю, далеко не самая существенная деталь в столь увлекательном повествовании). Как выяснилось впоследствии, дело было вовсе не в травме, а в том, что некий спартаковец попросту вдрызг напился перед игрой (согласитесь, было бы глупо, если бы история, связанная с нашими соотечественниками, обошлась без упоминания о зеленом змие).

В общем, Риордан согласился и сыграл за "Спартак" с "Пахтакором" в матче, закончившемся вничью – 2:2. Естественно, поскольку нельзя было объявить по стадиону, что в составе чемпионов страны появился англичанин, его имя переделали на русский манер – Яков Иорданов (ну что тут поделать, если профессор считает, что именно так выглядят русские имена и фамилии?). А через несколько дней Иорданов-Риордан еще раз вышел на поле, теперь уже против "Кайрата", с которым "Спартак" также сыграл вничью – 1:1. На этом его спартаковская карьера и завершилась (видимо, неназванный игрок основного состава, наконец-то, протрезвел), но он до сих пор не может поверить своему счастью: "Господи, подумать только! Ведь я играл рядом с самим Игорем Нетто!"

Ну, а дальше начинается самая грустная часть истории. Много лет спустя Джеймс Риордан вновь побывал в СССР и с огорчением узнал, что его практически никто не помнит. Лишь только Галимзян Хусаинов, дескать, при встрече радостно воскликнул: "Сколько лет, сколько зим!" А вот никто другой из спартаковцев его не признал. Да и сам Симонян говорил что-то насчет того, что дело было давно, а память, мол, уже не та... В справочниках, естественно, никакого упоминания об Иорданове не было. Такие вот дела.

И вот об этом целая книга. Не знаю уж, что в ней можно было живописать, но по выходе в свет непременно раздобуду ее и прочитаю, а потом и вам расскажу. А сейчас... Не думаю, что любителям футбола нужно всерьез объяснять, какая все это ерунда и глупость. Англичанам простительно – они, вероятно, до сих пор убеждены, что в 1960-е гг. по московским улицам бродили медведи и в нашем футболе не существовало такого понятия, как официальные заявки. Как будто можно было просто так взять и выпустить на матч чемпионата страны некоего Иорданова. Да в те времена каждый болельщик знал всех игроков, в том числе и дубля, в лицо, по прическе, по фигуре, по походке... И тут на тебе – Иорданов!

Но самое смешное заключается в том, что авторы этой выдающейся книги даже не удосужились придать ей хоть какое-то фактографическое правдоподобие. Действительно, "Спартак" в апреле 1963 г. проводил подряд два матча чемпионата с "Пахтакором" и "Кайратом". Первый и вправду закончился вничью – 2:2, а во втором "Спартак" выиграл – 1:0. Но даже не в счете дело, а в том, что проводили спартаковцы эти матчи на выезде – в Ташкенте и Алма-Ате, а вовсе не в Лужниках. Домашние же игры с этими соперниками прошли в ноябре, причем не подряд: 15-го "Спартак" выиграл у "Кайрата" 2:0, потом в Москве же сыграл с "Араратом" (1:0), в Баку – с "Нефтяником" (1:1), а только 26 ноября, в последнем туре, с "Пахтакором" (4:4). Так что напутал тут что-то товарищ Джим.

На всякий случай, хоть и заранее зная ответ, я поговорил с Юрием Севидовым, который во всех тех матчах играл. И уж он-то действительно дружил с Логофетом, проводил с ним практически все свободное время. Реакцию Юрия Александровича вы вполне можете себе представить: "Что за чепуха? У нас – незаявленный игрок? Да нас бы тогда сразу дисквалифицировали! А узнав, что он – иностранец, еще бы и невыездными сделали, будь он хоть 150 раз коммунистом".

Ладно, что уж тут воду в ступе толочь, когда все и так ясно. Дождемся выхода книги. А ведь потом, неровен час, по ней и кино снимут в стиле шпионских романов Ле Карре. Вот будет потеха!

Выбор читателей