Евросоюз водит Россию за нос

Состоявшаяся в Брюсселе встреча послов 27 стран Евросоюза не принесла долгожданных сюрпризов. Разблокировать переговоры по поводу нового соглашения о стратегическом партнерстве между ЕС и Россией вновь не удалось




Состоявшаяся в Брюсселе встреча послов 27 стран Евросоюза не принесла России долгожданных сюрпризов. Разблокировать переговоры по поводу нового соглашения о стратегическом партнерстве между ЕС и Россией вновь не удалось. На сей раз препоны Москве чинит Литва. Вильнюс требует от европейских партнеров гарантий по вопросу возобновления поставок российской нефти на Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод и просит оказать на Россию давление в связи с поддержкой ею сепаратистов Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии.

Судьбу стратегического соглашения между Россией и Евросоюзом в последнее время определяют исключительно экономические вопросы. Партнеры уже давно лишились последних иллюзий относительно друг друга, и принятие совместных решений проходит в режиме шахматной партии, с долгими паузами на размышление и математическим расчетом возможных последствий.

Действие договора о стратегическом партнерстве истекло в декабре 2007 года. Новый проект не был подготовлен заранее из-за противодействий Польши, использовавшей право вето на переговорный мандат по причине запрета на экспорт в Россию мяса. Брюссель и Москва продлили действие договора еще на один год, до декабря 2008 г., и продолжили консультации.

Обе стороны крайне заинтересованы в выработке взаимоприемлемой стратегии отношений. При этом позицию европейцев отличает явно "оборонительный" характер, вызванный страхами перед агрессивной политикой Кремля. Москва считает такую оценку предвзятой.

"Мясной" конфликт с Польшей удалось уладить после смены там правительства, но немедленно возникли новые препятствия на пути переговоров о партнерстве между Евросоюзом и Россией. Для ЕС принципиально, чтобы проект нового договора учитывал интересы всех стран-участниц. О своих претензиях уже заявляла Великобритания. Лондон желает зафиксировать в соглашении с Москвой более простые процедуры экстрадиции, что связано с "делом Литвиненко", и облегчить условия работы на территории России британских культурных организаций, таких как Британский совет.

Президент Польши Лех Качиньский по следам апрельского саммита НАТО в Бухаресте попытался увязать разблокирование переговоров между ЕС и Россией с членством в НАТО Украины и Грузии. Растиражированный СМИ ультиматум Качиньскому пришлось опровергать, но Брюссель выразил свое недовольство самодеятельностью польского президента. Однако Варшава в принципе склонна солидаризоваться с балтийскими странами относительно энергетических угроз России и поддержки ею самопровозглашенных республик в Молдавии и Грузии.

Для Прибалтики энергозависимость от Москвы является болезненной темой. Литва, Латвия и Эстония считают, что желание восточного соседа доминировать и диктовать свои условия, используя экономические рычаги воздействия, неоправданно. Вильнюс убежден, что прекращение поставок нефти по ответвлению трубопровода "Дружба" на Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод связано с продажей предприятия польской компании. Из-за действий российских поставщиков Литва вынуждена транспортировать сырую нефть морем, что значительно дороже.

Эту обеспокоенность Вильнюса разделяют не только в Варшаве. В марте 2008 г. комиссары ЕС по внешней политике и внешним связям представили доклад, в котором оценили геоклиматическую угрозу международной стабильности и европейской безопасности. В докладе отмечалось, что потепление климата уже вызвало, например, небольшие трения между Россией и входящей в НАТО Норвегией по вопросу о праве ловли рыбы вблизи архипелага Шпицбергена. Поскольку на островах расположены существенные запасы нефти и газа, которые пока скрыты под толщей шельфового льда, в недалеком будущем возможны и более серьезные столкновения между Москвой и Осло из-за углеводородов.

Еврокомиссаров тревожат растущие претензии России на арктический шельф. Мировая конкуренция за нефть и газ усиливается, и нет надежды на ее ослабление. По мнению докладчиков, ЕС необходимо определить влияние геоклиматических угроз на долгосрочную политику в отношении России. В этой связи важно не только версифицировать поставки энергоресурсов в Европу, но и формировать, скажем, газовые резервы.

Москва не согласна с таким подходом к решению вопроса о новом договоре о стратегическом партнерстве. Чрезмерная детализация, по мнению официальных российских представителей, ни к чему. Договор должен иметь рамочный характер, чтобы позволить большую гибкость при определении отраслевого взаимодействия со странами Евросоюза. Но, видимо, именно эта склонность к гибкости и внушает такое недоверие европейским партнерам.

Стремление европейцев оградить себя от неожиданностей со стороны властного партнера и добиться максимальной безопасности вполне понятно и оправданно. Но представляется, что с точки зрения потенциальной угрозы развязывания войн за обладание энергетическими ресурсами, позиция Москвы более логична. России так же, как и маленькой Литве, необходимо обеспечивать национальную безопасность. Жесткие рамки договора могут существенно снизить эффективность направленных на это мер и позволят странам ЕС и другим крупным партнерам требовать исполнения зафиксированных договоренностей, даже если это будет идти в ущерб интересам России и ее населения. Подробный договор о сотрудничестве еще не является страховкой от столкновений, а вот рамочный, действительно, оставляет сторонам больше шансов на консенсус в будущем. Диаметрально противоположные ожидания сторон ставят под сомнение вероятность начала переговоров о новом договоре в июне 2008 года.

Выбор читателей