Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Вашингтон и Тель-Авив всегда были близкими союзниками, однако в отношении Буша к Израилю есть нечто очень далекое от строгих политических выкладок. Президентский срок нынешнего хозяина Овального кабинета подходит к концу, и он уже фактически не зависит от поддержки многочисленной и влиятельной еврейской общины США. Однако многие наблюдатели обратили внимание на эмоциональность и искренность, с которыми глава Белого дома выступал в этой стране.
Формальным поводом для нынешней поездки было празднование 60-летнего юбилея существования современного государства Израиль. По этому случаю высокопоставленный гость принял участие в торжествах и произнес речь перед депутатами Кнессета. О том, что евреи и арабы прямо противоположно воспримут заявления Буша, можно было судить по поведению палестинских депутатов Кнессета. Часть из них в день выступления не явилась на работу. Вторая часть демонстративно покинула зал заседания во время речи американского президента. Подавляющее же большинство парламентариев было в восторге - речь президента США неоднократно прерывалась овациями.
Американский лидер не просто выразил безоговорочную поддержку Тель-Авиву по всем ключевым для него вопросам, но и приправил свою речь весьма эмоциональными оборотами, на которые не могли не обратить внимание в Израиле и в соседних с ним государствах. Так, Буш назвал Израиль "землей избранных людей" и произнес кульминационную часть присяги, которую дают израильские солдаты: "Масада больше не падет!". Это восклицание восходит к самому началу первого тысячелетия новой эры, когда еврейские защитники крепости Масада вместе с семьями совершили массовое самоубийство для того, чтобы не оказаться в плену у превосходящих их по численности римских легионеров. В следующий раз выступление было прервано депутатами бурными аплодисментами, когда Буш произнес: "В Израиле живут немногим более семи миллионов человек, но, когда вы противостоите злу и террору, вас становится 307 миллионов, потому что с вами Америка".
В арабском мире эти слова главы Белого дома расценили как явную поддержку Тель-Авива в его противостоянии с соседями. Особенно сильно арабов задело то, что в Кнессете президент умолчал о своем обещании добиться провозглашения палестинского государства до конца 2008 года. Речь Буша позволила его критикам в очередной раз обрушиться на Вашингтон с обвинениями в том, что американская дипломатия не может считаться беспристрастным посредником в ближневосточном урегулировании. В вину Бушу поставили и то, что, приняв участие в юбилейных мероприятиях, он отказался от приезда на палестинские территории и ни разу не упомянул о том, что в Палестине в эти дни отмечается "аль-накба" (катастрофа). Как известно, создание Израиля повлекло за собой выселение примерно 700 тысяч арабов с территории новообразованного государства.
Реплики из Палестинской автономии и из арабских государств последовали незамедлительно. Один из членов администрации Махмуда Аббаса, Саиб Эрекат, заявил: "Буш должен был сказать израильтянам, что никто не может быть свободным за счет других, однако он упустил эту возможность". В пятницу, сразу после прибытия американского президента в Саудовскую Аравию, на эту тему высказался министр иностранных дел этой страны Сауд аль-Фейсал: "В этом вопросе требуется равный, а не выборочный подход".
Вообще, в саудовской столице, несмотря на пышный прием, устроенный в честь американского президента, было очевидно, что отношения между двумя странами переживают не лучшие времена. Первый удар по некогда прочным связям между Вашингтоном и Эр-Риядом был нанесен 11 сентября 2001 г., когда выяснилось, что основная часть террористов, направивших авиалайнеры на небоскребы в Нью-Йорке, была родом из Саудовской Аравии. Спустя два года связи между двумя странами сильно пострадали из-за войны, которую США начали в Ираке.
Возможно, это обстоятельство не позволило Джорджу Бушу и королю Абдулле достичь взаимоприемлемого решения по вопросу об объемах добычи нефти в Исламском королевстве. Вашингтон настаивает на том, чтобы Эр-Рияд ежедневно производил не менее 11 млн баррелей вместо сегодняшних 9 миллионов. Однако саудовское руководство дало понять, что увеличение добычи на 300 тыс. баррелей в день - это максимальная уступка, на которую оно готово пойти.
Кроме того, Белый дом не вполне доволен усилиями Саудовской Аравии, предпринимаемыми в направлении борьбы с терроризмом, и эта тема также была затронута на переговорах. В связи с этим издание Washington Post цитирует слова заместителя министра финансов США Стюарта Леви: "Саудовцы всерьез взялись за "Аль-Каэду" на своей территории, однако серьезность их намерений не распространяется на финансирование террористов за рубежом. Страна остается крупнейшим спонсором суннитских террористических группировок, в частности, афганского Талибана*".
Полное взаимопонимание было найдено лишь по вопросу о необходимости сдерживания амбиций Ирана. Эр-Рияд, оспаривающий у Тегерана лидерство в исламском мире, и недавно обвинявший руководство Исламской республики в развязывании конфликта в Ливане при помощи проиранской "Хезболлы", настроен по отношению к режиму Ахмадинежада не менее настороженно, чем Вашингтон.
Определенный дискомфорт, связанный со своими высказываниями в Израиле, Буш испытал и в Египте, куда он прибыл из Саудовской Аравии. В Шарм-эль-Шейхе американского лидера ждали главы арабских государств, крайне недовольные позицией Вашингтона по палестинской проблеме. Насколько это было возможно, Буш постарался смягчить эффект от своего выступления в Кнессете и убедить региональных лидеров в необходимости продолжения переговоров с Израилем. Для достижения должного эффекта Буш сместил акценты и заговорил о проблемах палестинцев. "Мы должны поддержать палестинцев, которые страдали в течение десятилетий и заслужили право иметь собственное государство", - заявил он. Однако и эти слова едва ли вдохновили арабов, ведь Буш не сказал главного. То, что Вашингтон поддерживает идею создания палестинского государства не новость. С этим согласен и Израиль. Вопрос, который до сих пор не удалось решить, заключается в границах будущего государства.
Именно об этом шла речь на переговорах Буша с лидером умеренных палестинцев Махмудом Аббасом. Следует отметить, что глава Белого дома в этом диалоге оказался в роли оправдывающегося и делал упор на эмоции: "Мое сердце разрывается, когда я вижу, что огромный потенциал палестинцев тратится впустую".
Однако на Аббаса, похоже, это высказывание американского лидера большого эффекта не произвело. Глава автономии и раньше подвергался критике за участие в переговорах с Израилем со стороны более радикально настроенных палестинцев. А после речи Буша в Кнессете ХАМАС получил основания для настоящего злорадства. Аббас и ранее давал понять Бушу, что диалог с Тель-Авивом в политическом отношении обходится ему все дороже. Недавно перед вылетом из Вашингтона палестинский лидер посетовал, что возвращается домой с пустыми руками. Он заявил, что, если до конца года большое соглашение с Израилем не будет достигнуто, он уйдет в отставку.
Конечно, не стоит понимать слова Аббаса буквально. В конце года отсчет последнего срока Буша в Белом доме пойдет на дни, и он легко сможет отказаться от своих слов, мотивируя это тем, что связывает большие надежды с приходом в Белый дом нового президента. Однако позиция палестинской администрации предельно понятна: арабы окончательно разочаровались в Буше.
Тем временем в Израиле с тревогой наблюдают за предвыборными успехами Барака Обамы. Кандидат от демократов подверг критике политику Буша в ближневосточном регионе и заявил, что в случае победы на выборах начнет переговоры с Ираном. В регионе хорошо понимают, что такой шаг может стать началом больших перемен.
* Организация запрещена на территории РФ
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт