"НАТО возводит новую берлинскую стену"

В интервью Le Monde Путин изложил свою позицию по главным вопросам российской внешней политики: расширению НАТО, размещению ПРО в Европе и грузино-абхазскому конфликту


ФОТО: АР



Завершившийся в пятницу визит Владимира Путина во Францию оставил на страницах европейских СМИ ощущение недосказанности. Авторитетные издания вроде британской The Times и швейцарской Neue Zürcher Zeitung отметили не соответствующую премьерскому посту Путина помпу, с какой российского гостя принимали в Париже. Вызвали недоумение и те факты, что встреча с Фийоном проходила в отсутствии прессы, а Саркози и вовсе пригласил Путина на ужин в узком кругу. Наряду с заявленной темой экономического сотрудничества, за закрытыми дверями, по мнению западных журналистов, явно обсуждались и внешнеполитические вопросы, далеко выходящие за рамки полномочий премьер-министра, однако во время публичных выступлений Путина все было строго по протоколу. Это ощущение оставалось выхода в свет вчерашнего номера газеты Le Monde, опубликовавшей эксклюзивное интервью с Владимиром Путиным, которое расставило все отсутствовавшие точки над "i".

Кто же все-таки управляет Россией, Путин или Медведев? Таков был один из первых вопросов французской газеты. "Здесь нет никакой двусмысленности, кроме того, что политики занимаются тем, что выполняют определенные функции по договору и они остаются при этом людьми", - ответил российский премьер и объяснил свое вольное отношение к протоколу: "Я, прежде всего, сегодня занимаюсь вопросами экономики, социальной сферы, но как член Совета безопасности России, конечно, в определенной степени имею отношение и к тем вопросам, которые мы обсуждали с президентом Франции". Отвечая на последовавшие вопросы, Путин изложил свою позицию фактически по всем главным вопросам российской внешней политики.

Начали с самого волнующего. "Расширение НАТО - это возведение новых берлинских стен в Европе, на этот раз невидимых, но не менее опасных", - заявил премьер, отвечая на вопрос об угрозах возможного вступления Украины и Грузии в Североатлантический альянс. Путин напомнил, что НАТО создавалось в ходе противостояния с СССР. Теперь Союза нет, а Альянс остался. Возникает вопрос: "Против кого дружите?" "Каковы сегодняшние угрозы глобального характера? Распространение ядерного оружия, терроризм, эпидемии, международная преступность, наркоугроза. Это что, можно сделать в рамках замкнутого политического блока? Нет, - отрезал премьер. - Расширение НАТО - это возведение новых границ в Европе. Это ведет к ограничению возможностей совместных эффективных усилий по борьбе с общими сегодняшними угрозами, потому что вселяет недоверие друг к другу. Это мешает".

Путин раскритиковал казарменные методы работы НАТО. "Решения, как правило, принимаются мы с вами знаем где: в одной из стран-лидеров блока - а потом легитимируются. Им придается благообразное такое многостороннее звучание". Глава правительства привел в пример размещение американской ПРО в Европе. "Сначала приняли решение, а потом уже начали обсуждать это в Брюсселе. И то, по сути, под нашим нажимом, после нашей критики, - подчеркнул он. - Мы все время говорим об ограничении вооружений в Европе. Но пока западные страны говорили, мы у себя все сделали. И получили в итоге две военных базы у себя под носом и скоро получим позиционные районы в Польше и Чехии".

"Мы опасаемся, - вернулся Путин к Грузии и Украине, - что, если эти страны окажутся включенными в НАТО сегодня, то завтра там могут оказаться ударные ракетные системы, которые будут нам угрожать". И это при том, что 80% украинцев не хотят вступать в НАТО. "То есть за украинцев уже все решили что ли? А их мнение уже никого не интересует? - вопрошает премьер. - И вы хотите сказать мне, что это демократия?"

Ты же проблема и в Грузии, где грузинские власти и абхазский народ никак не могут прийти к взаимопониманию. Саакашвили предложил план, предусматривающий широкую автономию Абхазии в составе Грузии, а Сухуми отказывается принимать его. "Я очень рассчитываю на то, что план Саакашвили все-таки постепенно будет внедряться. Потому что в целом это правильный план, - сказал Путин. - Но нужно, чтобы другая сторона с этим согласилась. Это должно прежде всего подходить абхазам". Однако, по мнению премьера, абхазы уже не доверяют грузинским властям, и поэтому нужно набраться терпения и наладить диалог.

Выбор читателей