Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Предполагается, что если перемирие не будет сорвано, то уже на третий день после его объявления Израиль снимет запрет на доставку в Газу товаров первой необходимости. Далее Тель-Авив обязуется постепенно ослаблять блокаду автономии и через шесть месяцев открыть пропускной пункт Рафах на границе Газы и Египта.
Ключевым этапом объявленного перемирия должны стать непрямые переговоры в Каире: представители Израиля и ХАМАС вступят в диалог через египетских дипломатов. Появилась информация о том, что израильские власти дали предварительное согласие на освобождение из тюрем части боевиков ХАМАС. В свою очередь, Тель-Авив надеется на возвращение палестинцами захваченного в плен рядового Гилада Шалита.
То, что миротворческую миссию взял на себя именно Каир, не случайно. Будучи одним из наиболее влиятельных арабских государств и поддерживая контакты с палестинцами, в том числе радикальными, Египет считается стратегическим партнером США. При этом, в отличие от многих других стран региона, он не отказывается от диалога с Израилем и заинтересован в решении застарелого спора. Если посредничество окажется успешным, египетская дипломатия сможет отпраздновать очень серьезную победу: ведь подобрать ключ к израильско-палестинскому конфликту не удавалось прежде никому.
Готовность Тель-Авива и Газы к заключению соглашения для многих стала неожиданностью: еще совсем недавно ситуация в приграничных с автономией районах оставалась крайне взрывоопасной. Конечно, нет никаких оснований полагать, что Израиль и ХАМАС изменили отношение друг к другу. Еврейское государство, как и ранее, рассматривает палестинскую группировку в качестве террористической организации, а радикальные палестинцы по-прежнему отказываются признавать право Израиля на существование.
Однако реалии таковы, что обе стороны нуждаются в передышке. Балансирующий на грани отставки израильский премьер Эхуд Ольмерт стремится доказать, что его многочисленные критики ошибаются, утверждая, что он не в состоянии решить ни одну из серьезных проблем, с которыми столкнулось государство. С этой целью его правительство при посредничестве Турции начало переговоры с Сирией по вопросу Голанских высот, а теперь рассчитывает добиться стабильности на южных границах с помощью Египта.
ХАМАС заинтересован в перемирии не меньше Тель-Авива. Долгий период блокады привел к экономическому коллапсу в Секторе Газа. Уровень жизни населения крайне низок, практически все товары дефицитны. Кроме того, в ходе регулярных столкновений с израильской армией радикальная палестинская организация несет немалые потери, и руководству ХАМАС требуется некоторое время для перегруппировки сил.
В Газе и в Тель-Авиве достигнутые договоренности были восприняты по-разному. Палестинцы расценивают перемирие как свой политический триумф. Лидеры ХАМАС подчеркивают, что, отказавшись от требования освободить взятого в плен Шалита до начала переговоров, Израиль пошел на очень серьезные уступки палестинцам. Если перемирие действительно состоится, судьба захваченного военнослужащего перестанет быть предметом политического торга между еврейским государством и арабами и будет зависеть исключительно от воли руководства ХАМАС. Кроме того, представители движения утверждают, что Тель-Авив обязался передать управление контрольно-пропускным пунктом Рафах палестинцам и вернуть его себе, даже в случае дальнейшего обострения обстановки, израильтяне уже не смогут.
Вместе с тем представители ХАМАС говорят, что не считают свою победу окончательной, так как не рассматривают Израиль как ответственного партнера по переговорам и декларируют готовность "дать отпор любой агрессии сионистов".
В Тель-Авиве к соглашению с ХАМАС отнеслись неоднозначно. Часть членов израильского правительства и высокопоставленные военные заявляют, что не очень доверяют палестинцам, но отказываться от мирной инициативы смысла не видят. Министр обороны Эхуд Барак объяснил, что поддерживает идею перемирия, однако Вооруженные силы Израиля готовы к любому развитию событий. Еще более конкретно на эту тему высказался один из руководителей военной разведки Йосси Байдитц, заявивший в интервью The Jerusalem Post, что у его ведомства уже существует детальный план военной операции в Секторе Газа - на случай, если перемирие будет сорвано.
Иной точки зрения придерживается соратник Ольмерта по правящей партии, вице-премьер Хаим Рамон. В беседе с журналистом этого же издания он заявил: "Я против перемирия, поскольку оно станет очередным триумфом радикального ислама. Он уже победил в Ливане, и теперь, по-видимому, возьмет верх в Газе".
Эта всеобщая настороженность позволяет многим наблюдателям задаваться вопросом, как скоро перемирие будет сорвано. Сомнения оправданны: ведь всего за несколько часов до его вступления в силу израильские СМИ сообщили об очередном ракетном обстреле южных районов страны из Сектора Газа.
Многим военным надоело происходящее