Новый вариант демократии оказался невнятным

Эксперты Института современного развития предложили новую "perestroiku" и родили "универсальную" демократию. Однако эта работа интересна в первую очередь как повод для пересудов о структуре, ее подготовившей




Институт современного развития (ИСР), созданный в марте нынешнего года под патронажем Дмитрия Медведева, занявшего в нем пост председателя попечительского совета, проводит сегодня круглый стол по теме, которая предполагает критическую оценку политической системы России. Доклад под названием "Демократия: развитие российской модели", который вынесен на обсуждение экспертов, подготовлен специалистами Центра политических технологий по заданию ИСР и посвящен оценке элементов государственной власти и их взаимодействия. По оценке политологов, не принимавших участия в написании этой работы, констатаций в стиле "все плохо" в докладе действительно достаточно, но вот, к сожалению, конкретные шаги по исправлению выявленных авторами недостатков предлагаются довольно робко.

Фактически, по их мнению, доклад неплох как работа публицистическая, но может быть подвержен критике как работа исследовательская и тем более политологическая. Скорее, в нем больше элементов политтехнологических, поскольку имеющиеся рецепты направлены на воздействие в рамках текущей политической ситуации. И, вместе с этим, отсутствуют обязательные для серьезных научных работ разделы, связанные, например, со ссылками на работы других исследователей. Эта часть заменена ссылками на некие "источники", которые высоко сидят и далеко глядят, как намекают якобы близкие к этим источникам авторы доклада.

Текст доклада, имеющийся в нашем распоряжении, пока не опубликован, и даже Дмитрий Медведев, если верить сообщению президентской пресс-службы, с ним не ознакомлен. Что странно, поскольку деятельность Института современного развития по сути своей направляется Кремлем и правительством. Однако глава ИСР Игорь Юргенс выразил уверенность в том, что Дмитрий Анатольевич в данном случае в курсе дела.

Авторы доклада считают, что объявленный в нынешнем году курс на модернизацию страны требует выполнения основного условия – либерализации политических процессов. Они опираются на данные аналитиков, которые отмечают "попятное движение" демократических процессов в стране, начавшееся во второй половине 1990-х гг. и продолжающееся до сих пор.

Особо следует остановиться на концепциях "особого пути" развития России. Таковые, разработанные в течение указанного периода времени, являлись, как считают специалисты ИСР, не средством поддержки демократии, а лишь ответом на критику за отсутствие такой поддержки. Комментируя подобные заявления, наши источники обратили внимание на то, что фактически патронируемый президентом ИСР полемизирует со своим патроном, причем по тем вопросам, где он высказался однозначно: Россия способна идти по своему пути и выбрать тот тип управления страной, который будет присущ только ей.

Как отмечается в докладе "Демократия: развитие российской модели", стратегическая линия себя исчерпала, а механизм "ручного управления" политическими и экономическими процессами по-прежнему работает. Это, по мнению авторов доклада, негативно сказывается на дальнейшем развитии России, лишая в том числе средний класс стимулов к развитию и провоцируя его на конфликт с государством из-за отсутствия перспектив у малого и среднего бизнеса. Поэтому, считают авторы доклада, для реализации программы развития страны до 2020 г. требуется перестроить современную политическую систему с учетом необходимости ее демократизации.

К демократии как к определению отношение в докладе тоже неоднозначное. С одной стороны, эксперты ИСР предлагают властям отойти от демократии с ярлыками "суверенная" или "управляемая". А с другой вводят собственные понятия вроде демократии "чистой" или "универсальной", основанной на независимости судов и СМИ, выборности и разделении властей, прозрачности выборов и равноправии их участников, гарантии политических свобод и прав человека, а также наличии институтов гражданского общества.

В чем разница и чем плохо одно и хорошо другое, для наших экспертов остается пока невыясненным. Несомненно одно: в качестве повода для того, чтобы поговорить о новом Институте современного развития, доклад смотрится как нельзя лучше.

Выбор читателей