Испытание на ПРОчность

Реноме российской дипломатии одними ракетами средней дальности у западных рубежей страны не спасти. Видимо, придется предъявлять такие аргументы, от которых администрация Белого дома отмахнуться не сможет




Подписание соглашения между США и Чехией о размещении элементов ПРО в чешском поселке Брды заставило российские власти вплотную подойти к вопросу о сути того, что должно стать "адекватной реакцией" с их стороны. Увещеваниями и альтернативными предложениями ситуацию уже не исправить. И потому вслед за американцами Москва готова от слов переходить к делу.

Как известно, 8 июля госсекретарь США Райс и глава МИД Чехии Шварценберг подписали соглашении о размещении на территории Чехии американского радара противоракетной обороны. Этот проект является составным элементом третьего кольца ПРО США в совокупности с запланированным размещением десяти ракет-перехватчиков на территории Польши. По официальной версии, эти элементы ПРО предназначены для контроля за так называемыми странами-изгоями, и в первую очередь Ираном, разрабатывающим собственную ядерную программу. При этом радиус действия системы охватывает часть европейской территории России.

Последняя последовательно выступала против развертывания этой линии американской противоракетной обороны у своих границ, предлагая взамен совместную эксплуатацию Габалинской радиолокационной станции в Азербайджане. Российские инициативы не удовлетворили Пентагон, и торги администрации Буша-младшего с правительствами Чехии и Польши продолжились.

Подписанное накануне соглашение о чешском радаре ПРО еще не вступило в силу. Для этого необходимо, чтобы его ратифицировал парламент и подписал президент страны Вацлав Клаус. Тот не намерен колебаться, коль скоро соглашение одобрят депутаты. Однако выступающая за ратификацию документа правящая Гражданская демократическая партия не обладает в Палате депутатов Чехии необходимым большинством голосов. Часть парламентариев от входящей в состав правящей коалиции Партии "зеленых" не готова принять американский радар и потому склонна поддержать протестующих коммунистов. Кроме того, ведущая оппозиционная партия Чехии - Социал-демократическая - требует проведения референдума по спорному вопросу. Данные же социологических опросов среди местного населения свидетельствуют, что около 70% чехов недовольны перспективами размещения РЛС США на своей территории. Это означает, что будущее американского радара в местечке Брды не столь безоблачно.

Россия, выражая недовольство проамериканской политикой чешского правительства, может рассчитывать не только на внутриполитический конфликт в самой Чехии, но и на поддержку ближайших соседей. Так, негативная реакция на перспективу размещения радара США в Восточной Европе последовала от президента Словакии Роберта Фицо. Он заявил, что Словакия не желает иметь за своей околицей ни радара, ни ракет.

Наиболее действенную меру устрашения ретивых американцев предложил бывший главком ВВС РФ Петр Дейнекин. Опасаясь, что вслед за чехами чарам Соединенных Штатов поддадутся Варшава или одно из государств Балтии, и считая недостаточной нынешнюю политику России в сдерживании США, российский генерал предлагает создать позиционный район - поближе к западной границе государства. Это значило бы, что Генштабу и Министерству обороны следует готовиться не только к сдерживанию, но и к активному поражению элементов третьего противоракетного кольца, расположенного у границ России.

Позиция Дмитрия Медведева оказалась чуть более сдержанной, чем это можно было ожидать. Он пообещал, что "истерик не будет", но государство предпримет все необходимые меры, чтобы разработать "соответствующие шаги" - заявление вполне в духе обычных внешнеполитическх филиппик официальных российских представителей.

И все же больше всего шансов на то, что приоритетным для Москвы станет именно силовой метод реакции на внешнеполитический вызов. По крайней мере, он наиболее отработан - и, собственно, ожидаем Вашингтоном. Современный прагматизм сведен к такому положению вещей, при котором все стороны твердят о готовности к переговорам и достижению консенсуса и при этом параллельно продолжают наращивать военный потенциал со ссылкой на угрозу со стороны третьего государства. Такая стратегия сегодня выгодна и Кремлю, и Белому дому.

Для уходящего с поста президента США Джорджа Буша демонстрация успехов в обеспечении безопасности не только Нового, но и Старого Света, а также изобретательность в ведении переговоров с "авторитарной" Москвой - залог преемственности власти для Республиканской партии. В конце концов, неудачи войн в Афганистане и Ираке должны быть хоть отчасти компенсированы накануне выборов.

Для Дмитрия Медведева испытание третьим кольцом ПРО США окажется посерьезнее смотрин на саммите G8. Реноме российской дипломатии одними ракетами средней дальности, придвинутыми к западным рубежам страны, не спасти. Видимо, придется предъявлять такие аргументы, от которых ни страны Восточной Европы, ни администрация Белого дома отмахнуться не смогут.

Выбор читателей