Деньги из ветра

Россия - аутсайдер в ветряной энергетике. Но углеводороды становятся все более ценным экспортным товаром, и во внутреннем потреблении их целесообразно заменять на более дешевые источники энергии




Когда-то ветер играл очень важную роль в обеспечении человечества энергией: он двигал по морю корабли и вращал лопасти мельниц. Затем его практически полностью вытеснили другие энергоносители - уголь, нефть, газ, атом. Но в XXI в. ветер, похоже, возвращается в экономику. В последние годы по мере удорожания нефти и совершенствования ветряных генераторов - ветряков - интерес к этому виду возобновляемой энергии растет огромными темпами. Так, по данным Министерства энергетики США, производство энергии из ветра в стране в последние годы увеличивается на четверть. А в ряде европейских стран за последние несколько лет оно утроилось. Общая установленная мощность ветровых генераторов в мире оценивается экспертами в 75 - 80 гигаватт. Лидером является Германия, второе место делят США и Испания, затем следует Индия. А по удельному весу ветра в энергобалансе первое место занимает Дания - там ветряки вырабатывают 20% электричества. Дания, конечно, небольшая страна, но на нее равняются гиганты: те же 20% электроэнергии планируется вырабатывать из ветра в США к 2030 г., а в Евросоюзе к 2020 г. столько же должны давать все возобновляемые источники энергии.

Россия в ветряной энергетике - аутсайдер: она добывает из ветра лишь 0,01% потребляемой электроэнергии. Успешных проектов пока немного. К примеру, энергоблок мощностью 1 МВт еще в 1995 г. построен в Калмыкии. Небольшие ветряки работают на Камчатке и Командорских островах. В целом же, по оценкам Гринпис России, общая установленная мощность ветряков в нашей стране составляет около 15 МВт, тогда как, например, в Германии она превышает 20 тыс. мегаватт.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, потенциал ветряной энергетики в России практически неограничен, поскольку страна располагает самой обширной территорией, на которой можно было бы поставить несметное число ветряков. А в иных странах - в той же Дании или ФРГ - свободных площадей под "плантации" ветрогенераторов просто нет, так что их приходится выносить на морской шельф. Этим, кстати, занимаются и наши ближайшие соседи: например, в мае этого года эстонский энергетический концерн Eesti Energia приступил к строительству крупнейшего в странах Балтии ветропарка "Аулепа". Стоимость проекта оценивается в $850 млн, он обеспечит 1,3% энергопотребления страны. Однако в планах компании другой, более амбициозный проект - ветропарк на Чудском озере, который будет почти в 25 раз мощнее и обеспечит, соответственно, около трети потребностей страны в электроэнергии.

Неактивность России в деле развития альтернативной энергетики объяснима: страна, располагающая крупнейшими в мире запасами природного газа и вторыми по величине запасами нефти, вряд ли заинтересуется такими пустяками, как ветряные генераторы. Впрочем, по мере роста цен на энергоносители ситуация постепенно меняется. Дело в том, что углеводороды становятся все более ценным экспортным товаром, и во внутреннем потреблении их целесообразно заменять на более дешевые источники энергии. В настоящее время правительство разрабатывает концепцию развития альтернативной энергетики. Реализуются и довольно крупные проекты - например, первый в стране крупный ветропарк строится в Калининградской области.

Эксперты отмечают, что перспективность развития ветроэнергетики в России обусловлена еще и тем, что 70% ее территории и 30% населения не имеют доступа к централизованным энергосетям. Они пользуются местными генераторами - в основном, допотопными дизелями. Именно их место могут со временем занять ветряки. Конечно, это удовольствие недешевое: один киловатт установленной мощности стоит не менее $2 тысяч. Но с учетом удаленности многих населенных пунктов от единой энергосети, поставить свой ветряк может оказаться куда выгоднее, чем тянуть ЛЭП, ставить трансформаторы... Одна беда - переходить на ветроэнергетику не везде позволяют геофизические условия, например, поставленный в гуще таежных лесов, ветряк просто не будет крутиться - ему нужен простор и постоянные сильные ветры. Лучше всего для создания "плантаций" ветрогенераторов подходят степи и морское побережье. Впрочем, и того, и другого в России хватает.

Дополнительные стимулы для развития альтернативной энергетики создал Киотский протокол. Он позволяет компаниям, реализующим проекты по снижению выброса СО2 в других странах (к ним относятся все проекты по развитию альтернативной энергетики), получать дополнительные квоты на выброс парниковых газов. И вот наши энергоконцерны тоже вступили в эту игру. Так, "Газпром", участвуя в строительстве ветряных электростанций в Китае, рассчитывает получить в ближайшие три года дополнительные квоты на сумму $2,5 миллиарда.

Перспективным бизнесом стало производство самих ветряных генераторов. Лидером в этой сфере является опять же Германия: за последние три года объем экспорта немецких ветряков в пересчете на мегаватты увеличился более чем на 50%, и сейчас превышает 20 тыс. МВт, причем, спрос растет на 6 - 7 тыс. МВт в год. Генераторы из ФРГ импортируют как соседи по ЕС, так и США, Канада, Китай, Индия и другие страны. Не исключено, что по мере роста цен на установочные киловатты в Подмосковье (сейчас местами они уже превышают $2 тыс. без учета стоимости оборудования), московский регион тоже станет крупным импортером немецких ветряков.

Выбор читателей