Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Первыми забеспокоились арабские страны, увидевшие в этой новости подтверждение своих опасений, связанных с угрозой развязывания новой войны в Заливе. Египетская газета The Middle East Times указала на то, что в ходе недавних учений в Атлантическом океане союзники по НАТО отрабатывали действия, подозрительно похожие на подготовку к операциям по блокированию побережья Ирана.
А поскольку принято считать, что от руководства Ирана можно ожидать чего угодно, в некоторых государствах региона, связанных с США узами дружбы и партнерства, начались, как утверждает египетская газета, военные приготовления. В Кувейте, где еще не забыли последствий иракской оккупации 1990 г., был на всякий случай введен в действие экстренный план полной боевой готовности. Подумывают о подготовке к отражению агрессии Ирана и в Арабских Эмиратах.
При этом, по мнению ряда экспертов, более правдоподобной является версия военной блокады иранского побережья в целях оказания давления на Тегеран, не желающий отказываться от переработки урана. Этот сценарий отчасти подтверждает тот факт, что усиление западного военного присутствия в регионе было зафиксировано всего через четыре дня после того, как Евросоюз согласился поддержать предложение Вашингтона об ужесточении экономических санкции в отношении Ирана. Согласно другой версии, речь идет не о блокаде, а о превентивных мерах, предпринимаемых в ответ на угрозы Тегерана заблокировать морские пути доставки углеводородов.
Военное ведомство США объяснило передвижение военных судов "плановой ротацией". Но ему никто не поверил. Во-первых, потому, что это сообщение появилось в Jerusalem Post, издаваемой в Израиле, где уже в течение двух месяцев публично обсуждаются планы ракетной атаки на ядерные объекты Ирана. И хотя главными спикерами на эту тему являются отставные военные, в пользу такого развития событий свидетельствуют два прецедента: удары по иракскому и сирийскому реакторам. С другой стороны, опровержение выглядит не слишком убедительно потому, что оно было сделано чиновником третьего эшелона - представителем помощника министра обороны по общественным связям подполковником Патриком Райдером.
Тревожные настроения еще больше усилились в минувший понедельник, когда стало известно о досрочной отставке президента Пакистана Первеза Мушаррафа, который, при всех издержках его правления, худо-бедно контролировал ситуацию в своей стране и оказывал сдерживающее влияние на часть исламистских лидеров Афганистана. При этом Пакистан обладает ядерным оружием, и сегодня, как опасаются аналитики, возникла угроза его неконтролируемого распространения.
Взглянув на карту, легко понять, почему забеспокоились в Кувейте, Арабских Эмиратах и даже в Египте: сегодня вся территория от Средиземного моря до Индии - Ливан, Сирия, Ирак, Иран, Афганистан и Пакистан - рискует превратиться в огромный регион нестабильности. А поскольку пример четыре года вооружавшейся Грузии подтвердил справедливость рассуждений о том, что "ружье, висящее на стене в первом акте, непременно выстрелит в последнем", мало кто верит, что американский флот появился у берегов Ирана без всяких агрессивных намерений.
Из района Персидского залива нервозность перекинулась на Кавказ и вступила в резонанс с собственными проблемами этого региона. Речь в данном случае идет об Азербайджане и Армении, имеющих удовольствие одновременно граничить и с нестабильной Грузией, и с являющимся предметом особого внимания Вашингтона Ираном. В Баку впервые за многие годы был совершен террористический акт: взрыв в мечети, а в Армении заговорили о связи между агрессией Тбилиси против Южной Осетии и военными планами США в отношении Тегерана.
Среди прочего было высказано опасение, что конфликт на Кавказе может закончиться введением американских войск для охраны трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Следующим шагом станет закрытие воздушных коридоров для ВВС России и блокада российской военной базы в Армении. Не прошло и четырех дней, как идею воздушной блокады российских баз подхватила Украина, запретившая в минувший понедельник полеты самолетов Черноморского флота над своей территорией.
В общем, лиха беда начало. Убедившись, что Россия способна выполнить свои угрозы, в Литве вспомнили об обещании вооружить - в ответ на размещение американской ПРО в Чехии и Польше - Балтийский флот ракетами с ядерными боеголовками. Все это уже похоже на массовый психоз. Причем, временами в своих требованиях "остановить и наказать Россию" некоторые политики доходят до полного абсурда. Так, в ответ на "агрессию Москвы против Грузии" лидер Консервативной партии Великобритании Дэвид Кэмерон предложил запретить российским олигархам летать за покупками в Лондон.
Тем временем хранящий уже больше недели молчание Китай продолжает укреплять свое влияние в Юго-Восточной Азии. Не прошло и трех месяцев после упразднения монархии в Непале, как премьером и фактическим лидером страны стал бывший командир повстанцев-маоистов Пушпа Камал Дахал. Этот влиятельный политик по прозвищу Прачанда ("лютый") отличается неожиданной широтой взглядов, объединяющих жесткое отношение к "угнетателям" с положительным отношением к капиталистическому способу производства. То есть его политическая платформа является полным аналогом модели, реализуемой сегодня в Китае.
Возвращаясь к ситуации в Персидском заливе, стоит отметить, что в последнее время вероятность реализации самых неприятных сценариев постоянно увеличивается. После Балкан, Ирака и Южной Осетии можно ожидать чего угодно. И не надо бояться ввода американского контингента в Грузию. Вернее, поздно бояться: если верить СМИ, несколько тысяч пехотинцев США уже давно охраняют трубу, связывающую Баку, Тбилиси и Джейхан.
При этом ничего принципиально нового сегодня не происходит. Борьба за передел мира не прекращалась ни на один день - ни во времена брежневского детанта, ни в последние годы, когда Россия пыталась "войти в сообщество цивилизованных государств". Просто сегодня в очередной раз наступает горячая фаза этой борьбы.
Москва нашла способ реанимировать украинскую экономику