Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В обращении сенаторы отмечают, что отказ Грузии от подписания соглашения о неприменении силы и последовавшие в начале августа 2008 г. "ее агрессивные действия, в результате которых погибли тысячи мирных жителей Южной Осетии и обострился грузино-абхазский конфликт, окончательно лишили грузинское руководство права претендовать на то, чтобы народы Южной Осетии и Абхазии зависели от его авантюристической политики, приведшей к гуманитарной катастрофе".
В свою очередь депутаты Госдумы считают "морально оправданными" обращения народов Абхазии и Южной Осетии о признании этих республик. Об этом говорится в проекте обращения Госдумы к президенту РФ Дмитрию Медведеву "О необходимости признания Южной Осетии и Абхазии". Как отмечается в документе, Госдума выражает однозначную и консолидированную поддержку адекватным и решительным действиям российского руководства, обеспечившим защиту Южной Осетии от вооруженного нападения Грузии.
Государственная дума будет просить парламенты государств-членов ООН поддержать признание Абхазии и Южной Осетии "в качестве самостоятельных суверенных и независимых государств". Об этом говорится в проекте соответствующего обращения Госдумы. Парламентарии обращаются с аналогичным призывом и к международным парламентским организациям. В документе приводится хронология нападения Вооруженных сил Грузии на Южную Осетию, напоминается о ходе конфликта, начиная с 1992 года.
"За годы своей фактической независимости народы Абхазии и Южной Осетии сумели создать демократические государства со всеми атрибутами власти, имеющие гораздо больше оснований претендовать на международное признание, чем Косово", - говорится в проекте обращения.
По мнению парламентариев, решение России о признании Абхазии и Южной Осетии самостоятельными суверенными и независимыми государствами будет содействовать исключению повторения "военных авантюр грузинских властей", установлению в этом регионе мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН и в интересах защиты основных прав и свобод человека.
Последствия признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии расцениваются наблюдателями и политологами неоднозначно. В частности, как заявлял ранее "Yтру" вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, война сняла многие табу в межгосударственных отношениях, для России такой вариант является абсолютно приемлемым, но это будет аналог Турецкой Республики Северного Кипра. "Есть пример в Турции, которая в 1974 году ввела войска в северную часть Кипра, где была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра. Турецкие войска там официально называются миротворческими. Но их миротворческий статус признает одна Турция. Там есть государство, признанное, опять же, одной Турцией. Есть турецкие войска, которые обеспечивают существование этого государства, и есть Турция как член Североатлантического блока, который стремится в Евросоюз", - напомнил эксперт. По его мнению, подобная стратегия не обрекает автоматически страну на изоляцию, но России "будет сложнее: последует однозначное осуждение ее позиций со стороны европейцев, и РФ будет значительно менее комфортно в европейском политическом пространстве".
Лидер "Яблока" Сергей Митрохин, напротив, убежден: для России это станет самоубийственным шагом, влекущим тотальную войну на Кавказе. "Если сейчас признать независимость Южной Осетии и Абхазии – или, тем более, аннексировать эти территории - это обернется чудовищными последствиями для всего региона, для Кавказа и для России. Что мы будем делать с Нагорным Карабахом, когда Азербайджан введет туда войска? Южной Осетии и Абхазии нужно дать международные гарантии, с участием Евросоюза, о том, что они сохраняют широкую автономию. Возможно, нужно вместе с Евросоюзом потребовать федерализации Грузии. Но отрезать их от Грузии недопустимо", - заявлял "Yтру" Митрохин в своем недавнем интервью. В противном случае Россия поступит так же, как Запад поступил с Косово.
"Это неправильно. Россия выступала против независимости Косова, и правильно делала - мы, в первую очередь, думали о своей стране, на территории которой таких Косовых десятки. Если мы признаем независимость этих республик (Абхазии и Южной Осетии – "Y"), это значит, что через какое-то время аналогичные требования заявят и Чечня, и Дагестан, и Кабардино-Балкария, и Адыгея, и Татарстан. Это просто будет конец России", - резюмировал Митрохин.
Участники круглого стола в ИА "Росбалт" еще две недели назад заявляли о том, что проект "унитарного государства Грузии" после событий 8 августа провалился. Заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, член-корреспондент РАН Сергей Арутюнов выразил сожаление в связи с тем, что не удалось создать цивилизованное федеративное грузинское государство, в котором Абхазия и Южная Осетия получили бы статус широкой автономии. Такой вариант, по мнению Арутюнова, был бы самым желательным, однако теперь сохранение Южной Осетии и Абхазии в составе Грузии невозможно – во всяком случае до тех пор, "пока тем детям, что побывали под артиллерийским огнем в Цхинвали, не будет по 80 лет".
Заместитель директора Института США и Канады РАН, руководитель Центра глобальных военно-экономических проблем Павел Золотарев считает: признание независимости Абхазии и Южной Осетии не должно быть односторонним, и задача России – "максимально помочь этим республикам, чтобы их признало мировое сообщество".
Однако на данный момент подобные перспективы кажутся сомнительными. Весь август Запад активно демонстрировал политику "двойных стандартов" - и каких-либо оснований верить в немедленный отказ от этой практики на сегодняшний день нет. В деле защиты территориальной целостности Грузии для США принципиальна последовательность: естественно, признать вслед за Россией независимость Абхазии и Южной Осетии означало бы для Вашингтона полную морально-идеологическую капитуляцию. Что до "старой Европы", постепенно переосмысливающей августовские события, мнения там могут разойтись – однако не факт, что все это выльется в быструю и безоговорочную поддержку позиции России на официальном уровне.
Инфляционное давление на народ усиливается