Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Yтро": США снова накачивают Грузию вооружением. Дадут ли Саакашвили добро на новую авантюру?
Александр Храмчихин: Нет конечно. Я не допускаю мысли, что он получил санкцию на свои действия в Южной Осетии. Он не должен был начинать эту войну, ставшую совершенно откровенной и очевидной авантюрой. Теперь, кстати, замучаешься восстанавливать свою армию, потому что потеряно все, что было. Хотя это отчасти облегчит жизнь, потому что с нуля восстанавливать проще, чем с некоего уровня, который может быть неплохим. Они пытались построить армию по западным критериям, но со старой советской техникой - одно с другим не соединяется. Теперь они почти все потеряли, и как раз могут уже строить западную армию по-настоящему. Другое дело, что это сложно. Это вопрос не месяцев, а многих лет.
Вариант новой авантюры со стороны Саакашвили я исключаю. Если только он сойдет с ума, тогда может быть. Но за психиатрию я не отвечаю. Неадекватные действия оценивают не военные аналитики, а психиатры.
"Y": Зачем НАТО наращивает морскую группировку в Черном море?
А.Х.: Морская группировка в ее нынешнем состоянии является показателем того, что НАТО пытается минимально сохранить лицо. Но для боевых действий она не приспособлена в принципе. В группировке для войны должны быть три - четыре как минимум, а лучше пять - шесть авианосных соединений, примерно столько же оперативных ракетных групп и с десяток авиакрыльев наземной авиации на аэродромах Турции, Болгарии и Румынии. Ничего из вышеперечисленного нет, кроме единственного эсминца, способного наносить удары по берегу. При чем же здесь наращивание группировки? Это некая попытка показать, что блок НАТО еще существует.
"Y": Вы согласны с экс-командующим ЧФ Эдуардом Балтиным, что эту группировку НАТО можно пустить на дно за 20 минут?
А.Х.: Безусловно. Но самое главное, что она не может воевать в принципе. В любом случае американцы так не воюют, это понятно. Они создают такое превосходство, что уже невозможно возникнуть, а здесь нет ничего. Одним эсминцем американцы воевать не будут. Это же не 1942 год на Тихом океане! Ничего не может быть в принципе, но им надо изобразить хоть какую-то форму поддержки Грузии на практике.
"Y": Как оценить действия России в Южной Осетии и Абхазии?
А.Х.: Признание Южной Осетии и Абхазии исключает военное нападение на них. Теперь это означает уже войну с Россией. И не важно, сколько войск конкретно находится на территории Южной Осетии и Абхазии на данный момент. Они граничат с Россией, и, как показала война, переброска войск происходит быстро.
"Y": Пятнадцать часов после начала ударов по Цхинвалу - быстро?
А.Х.: Тем не менее этого хватило, при том что на тот момент грузинская армия находилась в хорошем состоянии.
"Y": Базы в Абхазии будут означать наше присутствие на Черном море?
А.Х.: Мы и так там присутствуем. Правда, из Севастополя уходить придется в любом случае, что совершенно очевидно. Возможно, уже до 2017 года. Пока трудно сказать, насколько абхазские базы компенсируют Севастополь.
"Y": Чем объяснить фактическую капитуляцию Грузии?
А.Х.: Западную войну нельзя вести советской техникой. Они понакупили, им подарили много средств связи, разведки и всего, что создано для так называемой бесконтактной войны. Но этим не воюют, а только обеспечивают боевые действия. Естественно, они проиграли, выставив маленькую советскую армию против большой советской армии. Тем более что вообще боевые качества российских воинов выше, чем у грузинских.
"Y": Американцам не удалось поднять моральный дух грузинских военных?
А.Х.: Менталитет, складывающийся веками (потому что нация-то древняя), не перебороть деньгами за несколько лет. Видимо, некоторое количество грузинских военнослужащих было подготовлено хорошо. Они-то и начали войну в Южной Осетии, погибли, и тогда все вернулось на круги своя.
"Y": Почему Грузии не удалось перерезать Транскам у южного портала Рокского тоннеля?
А.Х.: Они не успели это сделать, рассчитывая на блицкриг. Для них это был единственный вариант, но ничего не получилось.
"Y": Стоит ли ждать от Грузии провокаций перед Олимпиадой в Сочи?
А.Х.: До Олимпиады еще очень далеко. В стычках и провокациях сильно сомневаюсь, но, повторяю, мне трудно отвечать за действия Саакашвили.
"Y": Как будет развиваться перевооружение нашей армии, учитывая опыт последних событий?
А.Х.: У меня больше пессимизма на этот счет. У нас только из проигранных войн делаются выводы, да и то не всегда. Из выигранных, к сожалению, они никогда не делаются. Тем более, выявленные недостатки российской армии были известны. Сюрпризов нет. С какой стати ждать изменений?
Во-первых, у нас нет пехоты. Она большая, но воевать не может. Вместо нее воюют десант и спецназ, что абсолютно ненормально. Как выяснилось, у нас вообще нет ПВО, потому что грузинские штурмовики летали до самого конца войны, при том что их всего-то изначально было десять штук, и часть из них была явно потеряна. Мы сами не можем преодолевать никакую ПВО. Четыре потерянных самолета (надеюсь, что их не больше на самом деле) против страны, у которой нет ни одного истребителя и ПВО состоит из наших же ЗРК как минимум 20-летней давности? Это тоже не лезет ни в какие ворота.
Само собой, у нас нет средств разведки, со средствами связи отвратительно, со средствами радиоэлектронной борьбы также, что было прекрасно известно. Мы выиграли войну потому, что против нас была небольшая армия, да еще и с низким моральным духом.
"Y": Почему на Западе и в Киеве говорят о возможной войне за Крым?
А.Х.: Если еще три месяца назад я бы сказал, что этого не будет, то теперь говорю, что это возможно. Есть некая эскалация напряженности, хотя, конечно, совсем проводить параллели сложно. Киев все-таки контролирует Крым, в отличие от Саакашвили, который не контролировал Южную Осетию. Кроме того, у России, безусловно, появилось ощущение своей силы. Эти события показали, что Запад неспособен ни на что - не только на боевые действия, но даже на политические заявления. Но ощущение того, что можно все, опасно для России. На других мне наплевать, а для нас это представляет угрозу.
"Y": Связана ли атака Грузии с планируемой войной против Ирана?
А.Х.: По-моему, это сложный сценарий. Разве что если на выборах победит Обама, то в промежутке между его победой и инаугурацией с ноября по январь администрации Буша будет на все наплевать. И тогда она может устроить войну, чтобы Обама расхлебывал ее последствия. А если победит Маккейн, то он и сам войну устроит, может даже гораздо лучше Буша, потому что гораздо жестче.
"Y": В отношении России он жесток.
А.Х.: У нас главная проблема со стратегическими ядерными силами. Но за время президентства Маккейна они развалиться не успеют до такой степени, чтобы их можно было уничтожить одним ударом. А два срока он вряд ли успеет пропрезидентствовать хотя бы по возрасту. Все будет решаться чуть позже.
"Y": Военные эксперты не устают твердить о кадровых проблемах в руководстве Минобороны РФ. Ваш комментарий.
А.Х.: У меня подход один: всю армию нужно создавать с нуля, как я уже предлагал. И Минобороны, в частности. Но абсолютно не важно, гражданский министр обороны или нет. Дело не в этом, а в том, для чего он туда пришел. Для того, чтобы перенаправлять денежные потоки? Похоже на это направлены и кадровые перестановки. У нас бизнесмены везде, даже в армии.
"Y": Спасибо за беседу.
Ситуация резко изменилась