Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Московскую встречу уже называют мини-саммитом Россия - Евросоюз. Неделю назад на экстренном саммите ЕС было принято решение приостановить работу над новым базовым соглашением РФ - ЕС в связи с действиями Москвы. Французского лидера в ходе визита в Москву сопровождают Бернар Кушнер, Жозе Мануэль Баррозу и Хавьер Солана.
Медведев, встречая французского коллегу в замке Майндорф (Московская область), заявил: "Прошел достаточно напряженный месяц, в ходе которого предпринимались все необходимые усилия в рамках плана "Медведев - Саркози". За это время произошли важные события - в частности, Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, существуют определенные новые подходы, по которым мы должны двигаться по тому плану, который мы одобрили. Все это мы обсудим".
Саркози, в свою очередь, отметил, что и у России, и у Евросоюза "есть свои принципы и убеждения" и предложил их обсудить. "Я не сомневаюсь, что если каждый из нас будет вести себя как это следует, то мы решения добьемся", - заявил президент Франции. "Мы являемся носителями надежды 20 стран, которые желают веры, доверия и хотят иметь хорошие отношения", - добавил он.
"Как и российские друзья, мы хотим защитить свои убеждения, у Евросоюза тоже есть свои принципы и убеждения, - заявил Саркози. - Мы здесь от имени Евросоюза, единой Европы, которая желает мира. Я разделяю точку зрения президента Медведева: начальный этап - это те договоренности, которых мы достигли. Именно это соглашение должно быть выполнено".
После переговоров, длившихся около четырех часов, началась совместная пресс-конференция Саркози и Медведева. "Yтро" вело онлайн-трансляцию выступления лидеров двух стран.
Первым слово взял президент России: "Уважаемые дамы и господа. Сегодня мы вместе с президентом Саркози и другими европейскими коллегами провели очень важную встречу. Такие встречи, как правило, затягиваются... Но главное, что мы обсудили все актуальные вопросы, стоящие в повестке дня. Мы, конечно, в первую очередь, обсудили обстоятельства кризиса на Кавказе.
Хотелось бы оценить посреднические усилия, которые предпринимает Франция, председательствующая в Евросоюзе. Сегодня наши европейские коллеги подтвердили, что готовы и дальше участвовать в урегулировании конфликта. Мы обсуждали и другие вопросы. Естественно, есть темы, по которым мы расходимся. В частности, вопрос о признании независимости республик. Вы знаете, что ЕС осудила это решение. Но для нас это единственный способ сохранить жизнь людей, единственный способ обеспечить сохранение осетинского и абхазского народов.
Мы работали над выполнением ранее согласованного плана. Россия его выполняет, но того же, к сожалению, нельзя сказать о Грузии. Она восстанавливает свой военный потенциал, в чем ей, к сожалению, помогают некоторые наши партнеры. В первую очередь, Соединенные Штаты.
Главное, что дальнейший диалог с Сухуми и Цхинвалом возможен только как диалог с отдельными субъектами международного права. Сегодня нами были согласованы дополнительные меры по реализации плана, принятого 12 августа 2008 года. Была достигнута договоренность еще раз соблюдать соблюдение плана из шести пунктов".
Медведев уточнил, что это вывод всех российских миротворческих сил, пяти наблюдательных постов на линии от Поти до Сенаки включительно максимум в течение семи дней. Также будут выведены российские миротворческие силы из зон, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии на позиции, занимаемые до начала военных действий, в течение десяти дней после развертывания там международных представителей.
"Следует ускорить подготовку развертывания дополнительных наблюдателей в зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, в количестве, достаточном для замены российских миротворческих сил, до 1 октября 2008 г., включая минимум 200 наблюдателей от Евросоюза", - добавил президент.
Медведев также заявил, что международные дискуссии, предусмотренные в пункте шесть плана "Медведева - Саркози" от 12 августа 2008 г., начнутся 15 октября 2008 г. в Женеве. В шестом пункте речь шла о начале международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их безопасности.
Российский лидер особо подчеркнул, что дополнительные пункты плана "Медведев - Саркози" вступают в действие немедленно. По его словам, "Россия получила гарантии Евросоюза и председательствующей в нем Франции о неприменении Грузией силы".
Саркози, в свою очередь, прокомментировал итоги четырехчасовых переговоров cледующим образом: "За четыре часа переговоров нельзя решить все проблемы. Европейское сообщество стремится служить интересам мира. Мы работаем на благо народа. Что касается диалога с Медведевым, то мы решили, что через неделю, как максимум, будут сняты все российские посты с линии Поти - Сенаки. Через месяц с территории Грузии будут выведены все российские силы, которые находятся не в Абхазии и Осетии.
Международные наблюдатели будут базироваться вне зон этих республик. До 200 наблюдателей. Мы посмотрим, можно ли будет развернуть большее количество в начале октября.
Мы гарантируем приверженность Тбилиси принципу неприменения силы. Я передал президенту Медведеву письмо президента Саакашвили с обязательством не применять силу в Абхазии и Южной Осетии. С 15 октября начнутся переговоры заинтересованных сторон в Женеве. В центре обсуждения будет вопрос беженцев. Я могу сказать, что переговоры, которыми мы занимались последние часы, были плодотворны. Теперь мы отправляемся в Грузию, чтобы рассказать о подписании плана урегулирования.
Дискуссии, которые мы проводили... Евросоюз осудил односторонее признание независимости Южной осетии и Абхазии. Медведев напомнил свои позиции, но мы, в основном, говорили не о будущем, а о плане 12 августа. Я должен откровенно сказать, что сегодняшний диалог четко передает тот дух, который превалировал во время прекращения огня.
Хочу пояснить, что для нас это были очень серьезные переговоры. Конфликт который мог привести к бoльшим жертвам, будет остановлен. Оружие будет молчать. Мы решительно выступаем за прекращение огня.
Конечно, предстоят очень важные обсуждения в Женеве. Вопросы безопасности и стабильности. Но сегодняшнее соглашение - максимум того, что можно было бы сделать. Если бы все конфликты в мире решались так же - их бы не было.
И так достаточно очагов войны. Здесь важна воля Медведева, желающего, чтобы войны не было. Мы должны добиться мира. Сегодня были приняты очень важные решения".
Далее Саркози и Медведев ответили на вопросы журналистов. Корреспондент телеканала Russia Today задала вопрос российскому президенту о том, как он оценивает позицию Евросоюза по конфликту на Кавказе. У Саркози журналистка спросила, почему Европа молчит об агрессии Грузии.
"Я уже свою точку зрения приводил, когда давал интервью европейским каналам. Я считаю, что позиция ЕС имеет два оттенка. Первый основан на не вполне точном понимании обстоятельств конфликта, агрессии Грузии против Южной Осетии. Эти обстоятельства трактуются не вполне точно и поэтому, как считают в ЕС, нет побудительных мотивов для признания Абхазии и Южной Осетии. Мы будем уточнять и разъяснять наши позиции европейским коллегам.
В целом же позиция Европы достаточно сбалансированная, если учитывать, что присутствовали экзотические, джае экстремистские точки зрения. К примеру, призывы к санкциям против России. Так что позиция ЕС выглядит разумно и компромиссно.
Отвечу также на вопрос о перспективе нашего саммита в Ницце и соглашения Россия - ЕС. Шарик на стороне европейских коллег. Мы не хотим ухудшения отношений. Если же новых переговоров по соглашению захотелось европейцам - пожалуйста. Нам это ничем не повредит.
Решение о приостановке работы над соглашением носит спорный характер. И само по себе оно не нанесет вреда российским интересам. Что же до перспективы саммита... Нам нужно встречаться и нам нужно общаться. Мы и сегодня коснулись этой темы, обсудили предстоящий саммит, говорили, что неплохо было бы встретиться и Ницца будет нормальной площадкой... Мы будем готовиться к этому событию максимально тщательно".
Саркози: "ЕС имеет совершенно сбалансированную позицию. Если вы посмотрите текст решения Европейского совета, он осуждает непропорциональную реакцию Россию. Раз была реакция - значит были какие-то действия со стороны Грузии.
Второй момент: России не следовало признавать независимость Абхазии и Южной Осетии.
Третий момент: если сегодняший документ вступит в силу, я не вижу никаких оснований, чтобы встречи, перенесенные с сентября, не возобновились бы в октябре. Мы хотим партнерства и мы хотим мира. По прежнему существует стратегическое партнерство между Россией и ЕС".
Французский журналист спросил президента России о том, добился ли Медведев какого-то прогресса в деле признания Европой независимости Абхазии и Южной Осетии. Медведев ответил, что подобной цели не преследовал. "Мы для себя этот выбор сделали. И я неоднократно говорил, что выбор этот окончателен и бесповоротен. Решение носит безотзывный характер. Два новых государства возникли. Все остальное покоится на том, кто и в какой момент принимает для себя такие решения.
Процесс признания пошел и он будет набирать обороты. Признает ли республики Европа - зависит от нее. Конкретные решения и даты решений на сегодняшней встрече не обсуждали. Но если наши европейские коллеги признают Абхазию и Южную Осетию здесь и сейчас, мы возражать не будем.
Саркози: "У нас были четыре цели: вывод российских сил, четкий график этого вывода, вопрос размещения международных наблюдателей, проблема беженцев и международное обсуждение в Женеве. Если вопрос признания там будут обсуждать - значит будут обсуждать. Таков мой ответ".
Далее Медведев ответил на вопрос российского журналиста о принципах международной безопасности и их действенности: "Те примеры, которые вы назвали (Косово, Ирак), свидетельствуют, что прежние подходы показали свою слабость. Я недавно об этом говорил, когда говорил о принципах российской внешней политики. Один из них - отказ от однополярности и недопустимость доминирования любых государств на международной арене. Даже самые большие страны, такие как США, не вправе решать проблемы международного сообщества. Для этого существуют международные институты.
Что касается системы международной безопасности, то она дала сбой в силу своей однобокости и однополярности. Неспособности решить проблемы за счет навязываемости решений".
Медведев также высказал мнение, что Грузия начала военные действия с одобрения США: "Захотелось одному гражданину сильно вооружиться - он вооружился, армию себе там раскормил довольно здоровую. И решил решить старую сложную проблему, носящую исторический характер, одним движением за счет использования вооруженной силы. Получил на это благословение одного государства. Я сейчас не беру в расчет то, как это было сделано: в форме прямого указания или молчаливого одобрения. У меня нет никаких сомнений, что так и было.
Была предпринята идиотская выходка. Погибли люди. Сейчас за это расплачивается вся Грузия. Это и есть пример решений в однополярном мире. Когда есть уверенность, что за тобой кто-то стоит.
Но не поможет. Надо прилично себя вести, действовать в рамках международного права. И тогда все будет нормально".
Еще один иностранный журналист поинтересовался, не планирует ли Москва менять другие границы - в Европе или где-либо еще.
Медведев: "Мы вообще никакие границы не меняем. Это нам ни к чему. Вы сказали, что сегодня десять дней после признания Абхазии и Южной Осетии. Но сегодня и месяц с момента начала военной агрессии Грузии. Это печальная дата, которая, к сожалению, во-первых войдет в учебники истории, как дата начала агрессии против осетинского народа и как дата, с которой можно начинать исчисление новых подходов к обеспечению безопасности в мире.
Что же касается признания Абхазии и Южной Осетии, то вопрос этот закрыт. Для нас возникло два государства, с которыми будут установлены дипломатические отношения. Мы уже подготовили соответствующие международные соглашения с ними. Им будет оказана всецелая поддержка, в том числе и военная. В этом не должно быть сомнений.
Все остальное - выдумки, фантомные боли, тех, кто глядя на Россию, видит Советский Союз. Россия другая. Но с ней нужно считаться".
Ситуация резко изменилась