России понадобился Остров Свободы

По мере того как Россия восстанавливает свое влияние в мире, ее интерес к Кубе усиливается. И Гавана, как выяснилось, тоже не прочь дружить с сильной Россией, как некогда с СССР




Куба вновь получает помощь из Москвы. На этот раз, правда, она вызвана не политическими, а стихийными обстоятельствами. Ураган "Густав", пронесшийся над Островом Свободы со скоростью до 300 км/ч, разрушил 86 тыс. домов, местами полностью уничтожил сельскохозяйственные посевы, систему электроснабжения и связи. Российская помощь - четыре рейса грузовых самолетов МЧС с продуктами питания и стройматериалами - пришлась очень кстати. Хотя, конечно, она не может возместить всего ущерба от стихии: он оценивается в десятки миллионов долларов.

А ведь были времена, когда безвозмездная помощь СССР Гаване доходила до $2 миллиардов. Куба закупала в Советском Союзе более 700 наименований товаров, в том числе нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, химические товары, продовольствие. В обмен на сахар и возможность опереться на Остров Свободы в нелегком противостоянии с США. В целом на СССР приходилось около 80% товарооборота Кубы. За три десятилетия, с 1960 по 1990 гг., СССР построил на Кубе более 1 тыс. объектов, из которых свыше 100 - крупные промышленные предприятия.

Увы, от тех лет остались одни воспоминания... и долги. По оценкам российских экспертов, Куба является крупнейшим должником России (как правопреемницы СССР): ее "советский" долг нашей стране составляет $25 миллиардов. Правда, кубинцам об этом говорить нельзя: они реагируют как-то неадекватно. Например, в последний раз вопрос о советском долге был затронут Владимиром Путиным во время его визита в Гавану в 2000 году. Ни к чему хорошему это не привело: Куба выставила встречный счет России - $30 млрд за "резкое" сворачивание экономических связей в начале 1990-х, приведшее практически к коллапсу кубинской экономики, прочно "сидевшей" на советских дотациях.

Кроме того, Гавана решила брать с РФ арендную плату за центр радиоразведки в Лурдесе $200 млн в год - вполне "рыночная" цена. И центр быстро свернули. В этом, правда, была и косвенная "заслуга" американцев: как раз в те дни Конгресс проголосовал за законопроект, запрещающий реструктуризацию долговых обязательств России до тех пор, пока на территории Кубы действует ее радиоэлектронный центр (он прослушивал почти всю территорию США). Как бы то ни было, отношения России с Кубой практически сошли на нет.

Тем временем кубинская экономика, ранее практически полностью ориентированная на СССР, искала пути выживания. И нашла их. Российскую нефть ей заменила венесуэльская, а товары (в том числе, машины и оборудование) стали обильно поступать из Китая. В итоге, когда к середине первой декады XXI в. контакты Москвы с Гаваной возобновились, и стороны даже заговорили о "новом этапе в отношениях", многие ниши были уже заняты другими партнерами.

Впрочем, по мере того как Россия восстанавливает свое влияние в мире, ее интерес к Кубе усиливается. И Гавана, как выяснилось, тоже не прочь дружить с сильной Россией, как некогда с СССР. Уже пошли разговоры о восстановлении радиоэлектронного центра в Лурдесе, создании на Кубе аэродрома "подскока" для российских стратегических бомбардировщиков.

Безусловно, все это новое партнерство будет отнюдь не рыночным: как и прежде, потребуются "бескорыстные" вливания в нашего нового-старого союзника. Ведь это для Кубы не только беда, но и конкурентное преимущество: быть недругом США, располагаясь прямо у их берегов... И кубинцы будут пользоваться этим и впредь: не Россия, так Китай или Иран заплатят им за географическое положение.

Восстановление отношений с Кубой может обойтись в миллиарды долларов, заявил РИА "Новости" ведущий эксперт по России и Евразии Heritage Foundation, член международного дискуссионного клуба "Валдай" Ариэль Коэн. И трудно с ним не согласиться. Но такова цена членского билета в клубе сверхдержав. Какую цену платят сами США - в виде "грантов" своим многочисленным союзникам типа Грузии - трудно даже представить.

Пока же Россия не определилась с тем, на каких принципах развивать сотрудничество с Кубой: на рыночных или на союзнических. С одной стороны, не добившись возвращения долгов, Россия два года назад предоставила Гаване новые кредиты. Идут разговоры о базах, а Дмитрий Медведев полушутя предложил перенять опыт США по доставке гуманитарной помощи своему пострадавшему союзнику с помощью боевых кораблей.

Но, с другой стороны, появилась информация о том, что Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ подтвердил законность долговых требований Международного инвестиционного банка (крупнейшим акционером которого является Россия) к Нацбанку Кубы на сумму около $330 миллионов. Теоретически Россия теперь может (через МИБ) накладывать арест на активы своего должника по всему миру (хотя, вроде, она уже пообещала этого не делать), или продавать кубинский долг на вторичном рынке. Так поступают с партнерами, а не с союзниками. Возможно, тут и решится вопрос: кто же для нас Куба? А ответ на него станет подсказкой в решении более глобальной дилеммы: ищет ли Россия своей экономической выгоды или она претендует на статус сверхдержавы?

Выбор читателей