Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: АР |
Российско-австралийские переговоры начались весной прошлого года. Обладающая 40% мировых запасов обогащаемого урана Австралия поставляет его более чем в три десятка стран и не прочь расширить перечень торговых партнеров за счет крупнейшего переработчика энергетического сырья. Канберра выдвигала только одно условие для поставок: обогащенный уран должен использоваться в мирных целях и не может быть передан третьим странам. Прежнее австралийско-российское соглашение 1990 г. допускало переработку в России австралийского урана только в интересах третьих стран.
Учитывая высокую важность предмета торга, вопрос об "урановом" сотрудничестве России и Австралии изначально имел отчетливую политическую окраску. Так, глава МИД Австралии в официальном комментарии СМИ относительно переговоров с Москвой указывал на то, что процесс стал возможен "в связи с принятием Россией нового законодательства, четко регулирующего военное и мирное использование ядерного сырья". При этом в околоправительственных кругах находилось немало тех, кто склонен был рассматривать вопросы торговли, политики и прав человека в их совокупности и не желал делиться с непредсказуемой Москвой стратегическим сырьем.
В сентябре 2007 г. глава Росатома Сергей Кириенко и министр иностранных дел Австралии Александр Даунер подписали соглашение о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях. Соглашение подлежало ратификации парламентами обоих государств. Согласно достигнутым договоренностям, австралийский уран предполагалось импортировать на сумму в $1 миллиард. Росатом рассчитывал не только использовать обогащенный уран для российских реакторов, но и продавать странам Западной Европы и в Японию.
События в Грузии заставили новое правительство Австралии, пришедшее к власти в результате победы лейбористов на выборах в конце 2007 г., пересмотреть свое отношение к вопросам ядерного сотрудничества. Австралийские лейбористы не во всем склонны поддерживать США, но Вашингтон был и остается стратегическим партнером для Канберры, и принятые Белым домом решения неизбежно тщательно анализируются политиками Австралии.
Президент США Джордж Буш ранее уже отозвал из Конгресса аналогичное соглашение о сотрудничестве с Россией в мирном использовании атома. Это с неизбежностью приблизило принятие аналогичного решения со стороны Канберры. Пока правительство Кевина Радда всего лишь объявило о своих намерениях, но российские дипломаты уже охарактеризовали возникшее напряжение в межгосударственных отношениях как "политически мотивированное".
Антироссийская кампания, возглавляемая Соединенными Штатами и поддержанная Австралией, имеет откровенно пропагандистскую направленность. Действенных рычагов воздействия на Москву ни у Вашингтона, ни у Брюсселя, ни у Канберры нет, поэтому они пытаются нанести урон репутации России как надежного партнера. Австралия, например, опасается того, что обогащенный уран может быть поставлен Москвой Ирану. Никаких фактов для прямых обвинений у Канберры нет, но австралийские экспортеры перестали доверять партнеру, замеченному в несоблюдении иных межгосударственных соглашений, в частности, заключенных в интересах нормализации обстановки в Грузии и самопровозглашенных республиках при посредничестве ЕС. Такова логика правительства Австралии.
Странным образом обвинения Кевина Радда в отношении России по времени обнародования совпали с выступлением госсекретаря США Кондолизы Райс. Госсекретарь дала свою оценку российско-американским отношениям и не стесняла себя в выражениях. "Параноидальная" и "агрессивная" Россия, по мнению Райс, стоит перед выбором между международной изоляцией и сотрудничеством. Отзыв российско-американского соглашения о мирном атоме и замораживание переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию и в Организацию экономического сотрудничества и развития - не полный перечень мер, которыми международное сообщество желало бы добиться большего смирения, послушания и предсказуемости от Москвы.
Очевидно, что энергетические вопросы так или иначе проходят лейтмотивом всех политических дебатов по следам кавказских событий. Вот и теперь, несмотря на резкости Кондолизы Райс, стоило президенту России обозначить стратегическую заинтересованность в арктических ресурсах, как уже заместитель госсекретаря США Уильям Бернс, экс-посол в России, подтверждает, что Америка могла бы сотрудничать с Москвой в Арктике. Более того, сотрудничество в этом регионе неизбежно.
Позиции госсекретаря США и его заместителя не могут так кардинально расходиться в отношении "страны-агрессора". Тем более что раздел арктических ресурсов еще предстоит, и в этой ситуации связывать себе руки сколачиванием антироссийской коалиции и поддержанием в ней жизни, даже в среднесрочной перспективе, практичный Вашингтон вряд ли станет. К тому же Белому дому предстоит еще пережить выборы нового президента США, от результатов которых также будут зависеть колебания в политике в отношении России и, кстати, Ирана. А уже эти колебания американского курса скорректируют и решение Канберры по мирному атому для Москвы. По крайней мере, понятно, с кем России стоит вести переговоры на этот счет.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт