Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Особенно активно реагирует на эти новости пресса Великобритании: "Русский медведь в "заднем дворе" США" (Reuters), "Российские действия у берегов Венесуэлы будят призраков "холодной войны" (The Financial Times), "Отправив свои корабли в Карибское море, Россия переходит к "гангстерской" дипломатии" (The Times). Что касается руководства США, то оно уже ответило на новые тенденции делом.
С начала июля акваторию Карибского залива и прилегающие к ней участки Южной Атлантики начал патрулировать 4-й оперативный флот США. Этот флот был создан в 1943 г. для защиты американских конвоев от немецких судов, вторгавшихся в Южную Атлантику. В 1950 г. 4-й оперативный флот был расформирован, а сегодня его реанимировали для ответа на новые угрозы. И дело тут не только в стремлении "окоротить" Россию, обозначившую свое военное присутствие в этом далеком от нее регионе. Занявшись наведением порядка на постсоветском пространстве и в Азии, США вдруг обнаружили, что теряют контроль над ситуацией в Латинской Америке, которая с момента доктрины Монро считалась зоной влияния США.
Первым серьезным "звоночком" стала неудачная попытка проамериканского переворота в Венесуэле в апреле 2002 года. Отстраненный от власти и арестованный венесуэльскими военными Уго Чавес уже через сутки вернулся к власти, наглядно показав, что сегодняшняя Венесуэла существенно отличается от Чили 1973 года. Размах этих отличий стал очевиден после того, как стало ясно, что Чавес не намерен ограничиваться грозными заявлениями, и затеял серьезную геополитическую игру с участием России, Китая и ряда европейских стран.
В минувшее воскресенье, проигнорировав заседание Генеральной Ассамблеи ООН, Чавес отправился в мировое турне, включающее посещение Кубы, Китая, России, Белоруссии, Португалии и Франции. А за день до этого правительство Венесуэлы подписало с крупными иностранными компаниями серию соглашений, предусматривающих совместную разработку газовых месторождений, а также первичную обработку и транспортировку газа. Среди партнеров Венесуэлы американская компания Chevron, российский "Газпром", итальянская Eni , португальская GALP Energia, а также Qatar Petroleum, малайзийская Petronas, Argentina's Enarsa и японские компании Mitsui, Mitsubishi и Itochu.
Географический размах - от соседних США до Катара, Малайзии и Японии - впечатляет. Но, судя по последним заявлениям Чавеса, сделанным в начале этой недели в Китае, главный интерес для Венесуэлы представляет сотрудничество с Москвой и Пекином. Как отмечают эксперты, Россия может стать главным партнером Венесуэлы в газовой сфере, а Китай - в нефтяной. Взаимный интерес, связывающий Каракас и Пекин, обусловлен потребностями Китая в энергоносителях и стремлением Чавеса вывести нефтяной комплекс своей страны на азиатские рынки, разорвав тем самым "нефтяную пуповину", связывающую его с Вашингтоном.
Дело в том, что сегодня Венесуэла продает США 60% всей добываемой в стране нефти, что составляет около 11% американского импорта и менее 8% всех нефтяных потребностей США. При таком раскладе регулярно повторяемые Чавесом угрозы "прекратить нефтяные поставки в Америку" выглядят более чем странно, поскольку их реализация в первую очередь ударит по самой Венесуэле. Но картина резко изменится, если Чавесу удастся реализовать планы сотрудничества с Китаем. Это партнерство не только расширит рынки сбыта венесуэльской нефти, но и принесет Каракасу живые деньги, значительную часть которых планируется истратить на приобретение у Китая 24 истребителей K-8 Karakorum.
То есть Венесуэла пытается играть свою игру, заручившись поддержкой России и Китая. В свою очередь, склонный к экономической экспансии Китай использует ситуацию для расширения своего присутствия в Западном полушарии, где немало интересных, требующих значительных инвестиций проектов - от добычи углеводородов до строительства на территории Никарагуа нового канала, связывающего Тихий и Атлантический океаны. Не случайно эксперты прогнозируют обострение конкуренции великих держав за право работать в регионе, считавшемся ранее "задним двором" США.
Что касается России, то наряду с сотрудничеством в энергетической сфере, у нее есть веские основания для расширения своего военного присутствия в регионе. Это связано с необходимостью ответить на экспансию США в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Помимо размещения элементов американской ПРО в Чехии и Польше, продвижения НАТО к границам России, конструирования "санитарного кордона" и попыток отколоть от Москвы ее союзников, Вашингтон ведет работу по формированию единого антироссийского фронта и вовлекает в него "пятую колонну" внутри России.
Тон задают первые лица США. Сначала Кондолиза Райс, выступая 18 сентября в Фонде Маршалла с резкими выпадами в адрес России, пообещала поддержать "всех русских, желающих для своей великой страны свободного будущего". Следом в Грузии учреждается "Конгресс народов Кавказа", нацеленный на объединение всех кавказских народов, включая население российских республик Северного Кавказа, для совместной борьбы против "российской агрессии". Затем Буш устраивает ланч для оппозиционеров из "тоталитарных" стран и приглашает на него лидера ОФГ Гарри Каспарова. Этот выпад был расценен как вполне однозначный сигнал, свидетельствующий о готовности нанизать Россию на "ось зла". А в начале этой недели британская The Guardian сообщила, что Польша и страны Прибалтики создают новый "Варшавский договор", антироссийская и проамериканская направленность которого не оставляет сомнений в целях его организаторов.
Понятно, что Россия просто вынуждена как-то реагировать на эти действия. Пока речь идет о показательных выступлениях российской авиации и военных учения в Карибском заливе, однако этих демонстративных шагов может оказаться недостаточно. Некоторые комментаторы уже говорят о возможности развертывания российских военных баз в Венесуэле или на Кубе. Их оппоненты считают такую затею малоперспективной, справедливо полагая, что никакая база не сможет изменить военного баланса в регионе, где давно и безраздельно доминируют США.
И надо признать, что свои резоны есть и тех, и у других. Перед лицом массированной атаки со стороны США и НАТО Москва просто не может позволить себе отказаться от участия в большой геополитической игре, но и ресурсов на полномасштабную контратаку у нее пока нет. Однако из этого не следует, что ситуация безнадежна. У России есть потенциальные союзники и имеются инструменты влияния, например, сотрудничество в области энергетики и вооружений.
И российское руководство использует эти возможности для выстраивания долгоиграющей стратегии, основанной на реанимации доверительных отношений со странами, которые тянулись к Москве еще во времена СССР и по-прежнему недолюбливают Америку. А там, как говорится, будет видно.
Инфляционное давление на народ усиливается
Украинские войска снова пытались бить по российской территории западным вооружением