СПС: новая перезагрузка

Уже сейчас можно говорить о том, что "правые", у которых наконец-то замаячил свет в конце туннеля, избежали самого страшного – дальнейшей радикализации и поглощения несистемными, а зачастую и просто маргинальными политическими силами




По мнению независимых экспертов и представителей региональных отделений "Союза правых сил", федеральный политсовет партии выбрал единственно верный путь сохранения СПС. При этом подавляющее большинство рядовых членов "Союза правых сил" высказались именно за сохранение партии в системном поле.

Между тем перспектива у "правых" была самая что ни на есть плачевная: самороспуск и объединение с представителями ультрарадикальной оппозиции, существующей где-то на периферии политического процесса страны.

Напомним, на прошлой неделе Никита Белых, который вел переговоры с Гарри Каспаровым, Михаилом Касьяновым и Владимиром Рыжковым о создании объединения демократов (и даже предложил объединяться на базе СПС), покинул пост председателя партии.

Явный крен "Союза правых сил" в сторону радикализации не устраивал многих видных членов СПС. К примеру, против объединения с радикалами выступил член федерального политсовета СПС Григорий Томчин. "Насчет объединения с Каспаровым и прочими людьми – объединяются обычно партии, а не люди, - заявил он. – А люди объединяются в партии. Я думаю, что за Каспаровым что-то есть очень аморфное, а за Касьяновым ничего нет кроме самого Касьянова. И за Рыжковым тоже нет ничего – кроме самого Рыжкова. А вот за СПС есть аппарат, причем достаточно сильный. Аппарат и отделения партии, достаточно закаленные в борьбе".

У обремененной многомиллионными долгами партии, так и не сумевшей с 2003 г. взять политический реванш и попасть в Госдуму, нет и не может быть шансов сохраниться в прежнем виде. С этим, в общем-то, согласны эксперты и члены политсовета СПС. К примеру, Леонид Гозман говорит о вероятной смене названия, так как с нынешним брендом партия дважды проиграла федеральные выборы. Член политсовета СПС Анатолий Чубайс, к слову, также высказывается за то, чтобы "правые" удержались в легитимных рамках.

"Если либералы смогут выработать теорию, с одной стороны либеральную, с другой более близкую к реальной жизни, более трезвую и менее связанную с большими деньгами, при этом провести тотальный ребрендинг тогда, может быть, у них какая-то перспектива есть", - считает политолог Сергей Михеев, отмечая при этом, что отставка Белых как раз и есть начало реальных перемен в партии.

"Я бы, например, предпочел, чтобы у нас на политической арене была действительно правая партия, которая выступала бы если не конструктивно, то хотя бы содержательно и предлагала бы более или менее удовлетворяющую интересам избирателя повестку дня, - говорит политолог Максим Григорьев. - В любом случае, обсуждение или вынос на суд общественности большой проблемы с партией - это, безусловно, плюс. Что будет происходить, зависит от того, какие люди ее возглавят и кто будет участвовать в правом проекте, если он будет существовать в ближайшее время".

Другой эксперт, Дмитрий Бадовский, в свою очередь, напомнил, что в СПС было два крыла: радикальное, которое ассоциировалось с размыванием идеологической базы партии и резкой антивластной риторикой; а также те, кто считал, что партия должна оставаться на своих праволиберальных позициях и вести некий диалог с властью в рамках системной оппозиции. Но, как показали результаты последних выборов, ставка на радикализацию себя не оправдала. "Потенциальный электорат СПС - средний класс, другие модернизированные группы общества как раз не склонны к жесткой антивластной позиции", - пояснил Дмитрий Бадовский. Таким образом, в новом качестве, с учетом кризисных явлений в экономике, у СПС могут появиться новые шансы и возможности для обращения к своему потенциальному электорату.

Абсолютно ожидаемой новостью называет переформатирование Союза правых сил и политолог Леонид Радзиховский. Лояльное власти большинство и непримиримое меньшинство – "демшизу" и диссидентов-правозащитников – давно следовало развести, подчеркивает Радзиховский.

Солидарны с независимыми политологами и региональные партийные элиты. Член федерального политсовета СПС, руководитель ивановского отделения партии Сергей Колесов поддерживает объединение, поскольку это поможет правым вернуть избирателей. Лидер ставропольского регионального отделения СПС Борис Оболенец также уверен, что вопрос объединения уже перезрел. Объединение правых партий поможет всем аккумулировать сторонников и повысить шансы на возвращение в политику, убежден он.

В политологических кругах абсолютно уверены, что с отказом СПС от слияния с несистемной оппозицией, российские бизнесмены обязательно заинтересуются новым проектом.

Таким образом, уже сейчас можно говорить о том, что "правые", у которых наконец-то замаячил свет в конце туннеля, избежали самого страшного – дальнейшей радикализации и поглощения несистемными, а зачастую и просто маргинальными политическими силами. И уже в ближайшее время (заседание политсовета СПС намечено на 2 октября) будет ясно, сможет ли партия мобилизоваться и вылези из того болота, куда ее завел за последние несколько лет ушедший в отставку Никита Белых.

Выбор читателей