России не нужен "американский Горбачев"

Победа Обамы на выборах будет означать победу неопределенности, непредсказуемости. В условиях продолжающегося мирового финансового кризиса такая перспектива никому не выгодна. России – в том числе


ФОТО: AP



В то время как мир уже почти признал в Бараке Обаме 44-го президента США, граждане самой Америки все еще способны сотворить сенсацию, выбрав Джона Маккейна. Опросы последних часов показывают, что разрыв между кандидатами сокращается. По данным службы Gallup, Обама опережает своего оппонента всего на 3% (49% против 46%). Опросы исследовательского центра Rasmussen Reports демонстрируют тот же разрыв: 50% у Обамы против 47% у Маккейна. Данные исследовательской службы Zogby фиксируют отрыв в 5% (49% против 44%).

Эти цифры значат, что конечный результат будет зависеть, с одной стороны, от 6% все еще не определившихся, с другой – от какого-то числа сегодняшних сторонников Барака Обамы, которые в последний момент не захотят проголосовать за него.

Об иррациональности всеобщим увлечением Обамой писалось и говорилось неоднократно. Талантливый оратор, он по делам своим не известен ни в качестве реального политика, ни, как бы сказали у нас, "организатора-хозяйственника". Перевес в пользу Обамы – это, прежде всего, неприятие Маккейна и его "вице" Сары Пэйлин. На их фоне Обама выглядит записным денди – не зря за него готова проголосовать большая часть американок. Кроме того, довольно реальные перспективы когда-нибудь получить в президенты Сару Пэйлин (в случае проблем со здоровьем у Маккейна) даже у самих американцев вызывает чувство недоумения.

Все это говорит не о силе Обамы как лидера крупнейшей державы мира. Он лидирует сегодня по принципу исключения – исключения более старого, не столь сладкоречивого, косного в своих убеждениях и высказываниях Маккейна, у которого к тому же очень невнятный спарринг-партнер.

Эта мотивация вполне подходит и к объяснению "феномена Обамы" в российском информационном пространстве, пишет в "Известиях" замдиректора Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов. От него ожидают более взвешенной и ответственной политики хотя бы на том основании, что он не республиканец.

Другая точка зрения – это то, что Барак Обама в силу традиции своей партии активнее займется воспитанием России в сфере соблюдения ею прав человека. Маккейн – тот, конечно, жесток, но республиканцы традиционно более агрессивны в речах, чем в поступках, и на деле предпочитают закрывать глаза на "поведение" Москвы.

Оба этих мнения не выглядят убедительными, считает Виталий Иванов. Прежде всего потому, что следующему президенту США, независимо от его партийной принадлежности, придется разбираться с ворохом проблем, одна другой запущенней. И "проблема российской демократии" в этот список вообще не входит.

Кроме того, Обама как "американский Горбачев" многим сегодня представляется не "новым человеком", а безответственным модернизатором, склонным в силу личных качеств, а также инерции предвыборных обещаний действовать резко и не взвешенно.

Американцы готовы увидеть в Обаме нового Рузвельта или Кеннеди. Но оба они к моменту прихода в Белый дом были опытными политиками. Обама же в политике всего четыре года, поэтому, полагает Виталий Иванов, у него есть все шансы стать именно "американским Горбачевым", со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем последствия эти в равной степени могут быть неприятны и непредсказуемы не только для США, но и для остального мира, и в значительной степени – для России. И для последней, если следовать логике, а не эмоциям, именно Маккейн представляется меньшим злом.

Так что победа Обамы на выборах 4 ноября 2008 г будет означать победу неопределенности, непредсказуемости. В условиях продолжающегося мирового финансового кризиса такая перспектива никому не выгодна. России – в том числе.

Выбор читателей