Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Уважаемые граждане России, уважаемые депутаты и члены Совета Федерации! Начну свое послание с оценки событий года. У нас произошло обновление властных институтов, было сформировано новое правительство, в полную силу заработали парламентские партии, началась реализация новых планов развития, строятся новые дороги, перевооружаются армия и флот, строятся школы, наши спортсмены показывают пример ярких побед. Но этот год стал не только символом новых достижений. Произошли события, ставшие серьезным испытанием для всей России. Это варварская агрессия против Южной Осетии и, конечно, набирающий обороты глобальный кризис - две проблемы, имеющие общие черты и происхождение.
Нападение грузинской армии на миротворцев стало трагедией для целых народов, возросла напряженность во всем кавказском регионе. Конфликт был использован как предлог для ввода кораблей НАТО в Черное море и как предлог для ускоренного ввода в действие американской ПРО. Таким образом, авантюра грузинского режима отозвалась во всем мире, поставила под сомнение действеннность институтов мировой безопасности, дестабилизировала основы миропорядка, мировой финансовый кризис тоже воспринимался как локальное ЧП в США, но экономика США, будучи самой мощной, потащила за собой финансовые рынки всей планеты, и этот кризис тоже приобрел глобальный характер. Мы давно сделали свой выбор в пользу интеграции в мировое хозяйство, мы понимаем свою роль и готовы активно противостоять трудностям, но есть необходимость блокировать эгоистичные действия некоторых членов мир сообщества, ведь ясно, что агрессия Грузии стала следствием курса американской администрации.
Надувая денежный пузырь для собственного роста, Штаты не только не посоветовались с остальными участниками рынка, но и пренебрегли чувством меры, навредили себе и другим. Нет худа без добра, урок ошибок 2008-го доказал необходимость действовать и реформировать мировую политическую и экономическую систему. Россия будет на этом настаивать, мы сделаем все, чтобы мир стал более справедливым и безопасным.
Я уверен, так и будет, наша страна сильна экономически и политически. Военные события наглядно продемонстрировали общность народа и государства. Приятно отметить, что крупнейшие политические движения страны по событиям на Кавказе действовали солидарно, а антикризисные меры также были встречены с пониманием. Понимаю, что по-другому не должно быть, когда речь идет о народе с тысячелетней историей, создавшем мощный экономический потенциал, выработавшем выверенные ценности идеалов.
Президент - это конкретная и практическая работа. Скажу откровенно: принимать решения, от которых зависит жизнь в самом прямом смысле слова, репутация и судьба великого народа, очень непросто. Принимая их, надо понимать: есть вещи, ради которых нельзя поступиться, ради которых нужно бороться и побеждать, - это то, без чего мы не можем представить нашу страну. Наш народу богат духовно, нам есть к чему стремиться. Мы не отступим на Кавказе. Мы преодолеем последствия экономического кризиса и выйдем из него более сильными.
Теперь о гарантиях. Справедливость, честность судов, ответственность руководителей, свобода личная, индивидуальная, свобода вероисповедания, выбора места жительства, свобода общая, национальная. Жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, защита малых культур, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм при трезвом критическом взгляде на историю, привязанность к нашему народному календарю, нашей великой культуре - таковы наши ценности, устои, нравственные ориентиры, таковы очевидные вещи, общее представление о которых делает нас единым народом - Россией. И мы не откажемся от этого ни при каких обстоятельствах.
Наши ценности формируют и взгляд на будущее. Мы знаем: Россия будет процветающей демократической страной, лучшей страной для творческих людей. Нагнетаемая военно-политическая напряженность и экономический кризис не станут поводом для огосударствления бизнеса, частная собственность и свободы граждан - неприкосновенны, государство будет выполнять все свои обязательства перед людьми. Социальные гарантии, денежное обеспечение должны стать объектом пристального внимания правительства, объектом его ежедневной работы.
Хочу напомнить, РФ, согласно Конституции, - это социальное государство. Ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей - они не только аморальны, они незаконны. Не зря мы готовили резервы и перешли на среднесрочное планирование. Правительство приняло программу дейсвий по оздоровлению банковской системы, поддержке финсистемы. Главное - эти меры реализовать, промедление недопустимо. Надо пробить финансовые тромбы в экономике, чтобы выделенные средства дошли до их конечных получателей - предприятий в таких отраслях, как сельское хозяйство и строительство, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс. Каждый рубль должен тратиться эффективно - с умом.
Кризис, не надо обольщаться, далек от завершения. Мы должны быть предельно собранными. Это касается и государства, и бизнеса, и каждого человека. Уверен: мы справимся, и в ближайшем будущем сформируем самостоятельную финансовую систему, способную противостоять кризису. Мы не должны ни на день откладывать решение стратегических программ, нужно действовать на опережение - быстро осваивать образовавшиеся в мировой экономике ниши, создавать новые предприятия, внедрять передовые технологии.
Такой подход - лучшее лекарство от кризиса, такой подход закреплен в подготовленной концепции развития до 2020 года. Реализовать нужно в полном объеме, добавив пятую составляющую - интеллект. Наши задачи - лидерство в науке, искусстве, образования. Мы должны быть на переднем крае в этих сферах, и скупиться на это не стоит даже в сложные периоды. Основа - человек, которому гарантированы равные возможности, а жизненный успех зависит от него самого, и сейчас для нас это важнее, чем когда бы то ни было.
Мы обязаны консолидироваться вокруг наших национальных приоритетов, и худшее, что может случится в этот период, - сведение счетов. Обращаю внимание на недопустимость и безнравственность таких действий. Сегодня легко заработать репутацию, но легко и потерять, восстанавливать ее придется очень долго, если вообще получится. Кто хотел заработать политические выгоды на кризисе, настроен на популистскую болтовню, загляните в Конституцию. Мы не позволим разжигать межнациональную рознь, обманывать и вовлекать в противоправные действия. Конституционный порядок и впредь будет обеспечиваться всеми законными средствами.
Напомню, Конституции исполняется 15 лет. Именно Конституция обеспечивает справедливость, защиту, единство, придает практическую силу и поддерживает всеми ресурсами государство, формирует социальные институты. В первом послании вижу необходимым обозначить свое видение фундаментальных норм, закрепленных в Конституции.
Первое - решающая роль Конституции в становлении российской демократии. Гарантируемый ею уровень свободы личности - источник нашего дальнейшего подъема. Значение Конституции для формирования качественно новой правовой системы, для избавления от коррупции и правового нигилизма, уходящего корнями в наше давнее прошлое, трудно переоценить. Проблемой пренебрежения к праву мы еще системно и глубоко не занимались. Третье - формирование экономической свободы, развитие экономики малого среднего бизнеса. Четвертое - защита социальных ценностей. Хотел бы напомнить, в Конституции установлен запрет на пропаганду социального превосходства. Пятое - обеспечение международной законности: чем лучше состыкованы действия государств на мировой арене, тем выше уровень безопасности на планете.
В России на протяжении веков господствовал культ государства, человек с его личными проблемами воспринимался как средство, а то и как проблема для укрепления государственного могущество. Так было на протяжении веков. Поэтому принятие Конституции стало беспрецедентным событием в России, и хочу поблагодарить всех, кто участвовал в разработке этого документа.
В наши дни Россия подтверждает приверженность демократическим ценностям, демократическое устройство уже не ассоциируется с хаосом, бессилием и безнаказанностью. Теперь вопрос не в том, быть или не быть демократии в России, как было 15 лет назад. Понятно, что быть, очевидно, теперь вопрос в том, как должна развиваться дальше российская демократия. Сейчас граждане готовы, как никогда, к профессиональной деятельности, деятельности без государственной опеки, они понимают, что только от них зависит их личный успех и, как следствие, успех всей страны. Необходимо повышать уровень доверия в обществе.
Бюрократия, между тем, периодически кошмарит бизнес, чтобы не сделал чего-нибудь не того, контролирует СМИ, чтобы не сказали что-нибудь не то, вмешивается в избирательный процесс, чтобы не выбрали кого-нибудь не того, давит на суды и так далее.
В результате госаппарат - самый большой работодатель, издатель, продюсер, сам себе суд, партия и народ. Эта система неэффективна и создает только одно - коррупцию, - порождает массовый правовой нигилизм, тормозит развитие демократии. Сильное государство и всесильная бюрократия - не одно и то же: первое нужно, второе смертельно опасно для общества. Потому наше общество должно развивать институты демократии, созданные за эти годы демократические учреждения должны укорениться во всех слоях общества, нужно доверять все больше социально-политических функций непосредственно гражданам. Государство не может отказаться от своих обязанностей и действовать прагматично, но действовать нужно.
Предлагаю принять меры, способные обеспечить большую включенность граждан в их политическую жизнь. Почти пять миллионов наших граждан в прошлом году отдали свои голоса за партии, которые в Думу не попали. Это не справедливо и должно быть исправлено. Не считаю необходимым снижать порог прохода в Госдуму, но необходимо дать гарантии представительствам "малых партий", набравшим от 5% до 7% голосов, получить по одному - двум депутатским мандатам. Это будет схема поощрения с одной стороны, с другой - возможность дать парламентскую трибуну партиям, представляющим интересы большого числа людей. Использование денежного залога на выборах всех уровней должно быть отменено, участие в выборах должны решать не деньги, а мнения людей.
Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в органы представительной власти на местных выборах. Ценз оседлости должен быть отменен. В результате будут работать люди, умеющие работать с избирателями и знающие проблемы населения. Поэтапно должно быть снижено минимальное количество членов организации, необходимое для регистрации партии. Нужно внести поправки, согласно которым руководящее лицо в партии не может занимать свой пост дольше определенного срока. Представительные органы должны иметь больше возможности регулировать и при необходимости отстранять от должности руководителей муниципалитета.
Прошу предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворчеству представителей НПО, Общественной палаты. Будет полезно их участие в рассмотрении важнейших законопроектов. Соответственно, надо изменить регламенты Госдумы и Совета Федерации. Парламентские партии должны иметь четкие гарантии освещения их работы в государственных СМИ. Свобода слова должна быть обеспечена технологическими инновациями. Опыт показал, что уговаривать чиновников бесполезно, нужно расширять информационное пространство в Интернете, никакой чиновник, уверен, не сможет эти дискуссии регулировать.
Мною сейчас сформулированы вполне конкретные решения по развитию демократического общества. Они продиктованы желанием видеть Россию свободной, процветающей страной. Нет сомнений, мы будем вместе продолжать преобразования. Впереди еще много работы. Наше движение к демократии будет успешно только в том случае, если авторитет президента и Думы будет достаточно высок.
Когда реализуются планы долгосрочного развития, решаются задачи перехода к экономике нового типа, приходится решать сразу ряд сложнейших вопросов. Противостоять кризису, модернизировать армию и в этих условиях укреплять демократические институты и поддерживать стабильность - на все это необходимо время. И в связи с этим вношу следующие предложения.
Расширить конституционные полномочия Федерального Собрания, дать ему контрольные функции в отношении исполнительной власти. Отнести к предмету ведения Государственной думы контрольные функции в отношении исполнительной власти, конституционную норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в Государственной думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Увеличить сроки полномочий президента и Думы до шести и пяти лет соответственно.
Эти вопросы давно обсуждаются, многие ссылались на историю. Не буду перечислять случаи, когда изменялись сроки. Хочу сказать, речь идет о корректировке, не о реформе. Это важные уточняющие поправки, не затрагивающие политическую сущность институтов, так что реформаторский зуд абсолютно неуместен: Конституция эффективна, она работает, и ее положения на многие годы вперед должны оставаться незыблемыми. Права и свободы, суверенитет, принципы организации судебной власти, другие основы конституционного строя установлены на длительный период. Я как гарант Конституции буду эти устои хранить и защищать.
Для свободы общества враг номер один - это коррупция. Пакет антикоррупционных законов уже внесен мною в Госдуму. Их главный плюс - в комплексности и системности, в адресной направленности. Уже вносятся изменения в законы, регулирующие деятельности, таможенников, работников прокуратуры, госслужащих и т.п. Крайне важно и то, что антикоррупционная работа строится на системе упреждения, создании атмосферы невыгодности коррупции. Эти меры, в частности, декларация источников дохода чиновников и их семей, будут проверяться вплоть до оперативно-разыскной работы. Служащие должны вести себя согласно с установленными правилами поведения.
Вводятся уголовные меры наказания в отношении госслужащих, исполняющих управленческие функции в негосударственных организациях, и целый ряд других мер, которые уже известны. Устанавливается контроль за имущественным положением лиц с особым статусом, прежде всего, судей. Эти меры строги, но необходимы. Считаю, что такое законодательное закрепление направлений антикооррупционной работы будет хорошим началом. Понадобится - примем дальнейшие меры. Рассчитываю, что полный пакет законов будет принят в установленном порядке.
Несколько слов о развитии судебной системы. Независимый и честный суд - основа общественного порядка, и роль суда будет только возрастать. Проблемы формирования судебной системы в значительной мере решены, в ближайшее время будет введен ряд инноваций. Я поручил подготовить проект о возможности передачи дел мировых судей на федеральный уровень. Будут разработаны меры по предупреждению затягивания судопроизводства по гражданским делам. В ближайшее время следует принять закон об обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Это даст людям возможность получать достоверные сведения о деятельности судебной системы, в том числе, и через Интернет.
Необходим еще ряд серьезных судебных решений, и необходимо добиться строгого исполнения судебных решений. Необходим еще ряд серьезных решений. Нельзя забывать о таком принципиальном вопросе, как гуманизация закона. Далее. Взвешенно нужно относиться к принятию таких решений, как арест, решений, связанных с изоляцией от общества. В то же время правоохранительные органы и суды должны обеспечивать защиту пострадавших лиц.
Фундаментально значимым для общества стало введение института местного самоуправления. Госполитика в этих вопросах осуществлялась путем проб и ошибок, но ведь такой многосубъектной, многонациональной, многоконфессиональной страны, как Россия, в мире больше не существует.
Напомню, 1 января заканчивается срок введений для применения закона об органах самоуправления, но совершенствование будет продолжаться. Напомню, что в Чечне и Ингушетии местное самоуправление вообще отсутствует. Знаю, что власти республик планируют создать эти органы в октябре будущего года.
Теперь об основах российского федерализма. Особую роль в его становлении сыграл Конституционный суд. В его решениях был найден баланс между органами власти, но мы и сегодня продолжаем сталкиваться с проблемами. Для нас важно достигнуть оптимального баланса по разграничению полномочий между федеральной властью и регионами. Нами была проделана огромная работа, но нам нужно определиться, сколько и какого имущества надо региону. Второе - очень много структур органов федеральной власти, их надо сокращать. Третье - законодательные органы субъектов федерации вносят в Думу много инициатив, но законами становятся единицы. Это обеспечивается недостаточной их подготовкой, множеством альтернатив в Госдуме. Регулятором законодательной деятельности субъектов должен стать Совет Федерации.
Далее. Межнациональный мир - одна из главных наших ценностей. Но сохраняются проблемы, способные обострять межэтнические, межконфессиональные отношения. Среди них безработица, нелегальная миграция и ряд других причин, особенно в тех регионах, где власти не помогают развитию бизнеса. Необходимо урегулировать систему миграции внутри страны, чтобы обеспечить право граждан на труд. Механизмы внешней миграции также должны получить необходимое правовое оформление.
Отмечу, что мы должны, прежде всего, сохранять баланс на рынке труда и обеспечивать интересы российских граждан, какие бы идеальные законы и стратегии ни принимались, реализация зависит от конкретных людей. Их интеллект, творческая сила - это главное богатство нации. И нам нужно искать таланты, ввести охоту за головами, я бы сказал. Вовлечь молодежь в прикладные науки, реально помочь малому бизнесу, подчеркну, это задачи для всего общества.
Сегодняшней системе нужен новый механизм формирования кадрового резерва, который поможет привлечь на госслужбу молодых и талантливых людей. Эта программа уже мной разработана. Как вы знаете, управленческий резерв должен включать в себя три уровня - муниципальный, региональный, федеральный, - а лучшие составят президентскую тысячу. О лучших управленцах должна знать вся страна, их нужно включить во всероссийских банк данных. Решающую роль должна сыграть система образования. Прошлые ее успехи признаны во всем мире, но нынешняя ситуация оставляет желать лучшего.
С предовых позиций мы уже откатились, и это создает серьезную угрозу нашей конкурентоспособности. Стратегия развития системы образования в целом скоро будет утверждена правительством, и ее реализация продолжится.
Считаю нужным сделать упор на школьном образовании. Это самый длительный и важный период обучения. Будет подготовлена инициатива "наша новая школа". Первое - в школе дети должны получать возможность раскрыть свои способности. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Подготовить его нужно в сжатые сроки. Второе - должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей. Третье - ключевая роль в школе принадлежит учителям. Нам надо разработать систему материальных и моральных стимулов, чтобы оставить лучших педагогов в школе и привлечь новых учителей, даже без педобразования. Поддерживаю предложение об объявлении 2010 года Годом учителя. Четвертое - сам облик школ должен значительно измениться.
Мы получим отдачу, если учиться будет увлекательно и интересно, если там можно будет заниматься спортом и творчеством. Российская школа не имеет права быть ветхой. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые методы проектирования школ. Поручаю правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ и порядка их проектирования. Пятое - именно в школьный период формируется здоровье человека на всю жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - ужасающая. Многое зависит от родителей, но кивать только в их сторону нельзя. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход к школьным нагрузкам. Уверен, в обществе тоже много вопросов.
Теперь несколько слов об обязательном медицинском страховании. Прямо сказать, оно так и не стало действенным. При росте платных медуслуг медленно развивается сфера добровольного страхования. Нам надо поэтапно вводить полноценное по охвату и по стоимости медстрахование, финансовую сбалансированность которого должно обеспечить государство. Мы занимаемся этим не ради самой отрасли, а ради увеличения продолжительности жизни и увеличения рождаемости. Нельзя забывать и пожилых людей. Каждому челочеку должно быть точно понятно, на что он будет жить в пенсионном возрасте. Решения по этому вопросу уже приняты, в том числе о выплате пенсий тем, кто получал свою зарплату в советский период. Увеличены будут пенсии до европейского уровня. Также мы продолжаем реализовывать систему накопительных пенсий, уже больше ста тысяч человек подали заявки на участие в данной программе.
Уважаемые коллеги, я уже говорил о событиях в РЮО. Они во многом определены оступлением от норм международного права. Грузинское руководство избрало самый безобразный сценарий. Подчеркну еще раз: операция наших миротворцев проводилась не против Грузии. Кавказский кризис вновь показал, что применение силы не может обеспечить жизнеспособное решение. В этой связи мы будем и дальше способствовать обеспечению стабильности в сопредельных территориях, в том числе в Приднестровье и Нагорном Карабахе.
Хотел бы сделать ряд важных выводов. Первый: зафиксировано формирование новой геополитической системы. Мы доказали, в том числе и тем, кто спонсировал грузинский режим, что мы в состоянии защитить, отстоять интересы своих граждан. Второй: наши Вооруженные силы в значительной мере восстановили свой боевой потенциал, тем не менее военному руководству нужно проанализировать не только своии успехи но и промахи. И сделать серьезные выводы.
Кроме того, складывается впечатление, что нас просто испытывают на прочность. В гонку вооружений мы втянуть себя не дадим, но обороноспособность обеспечим и обеспечим защиту граждан России. В частности, для эффективного противодействия, навязываемого администрацией США в виде ПРО в Европе. Ранее планировалось снять с дежурства три ракетных полка, дислоцирующихся в Козельске. Я решил воздержаться от этих планов. Кроме того, в Калининградской области будет развернут комплекс "Искандер". Предусмотрено использование и ресурсов ВМФ России. Из Калининградской же области будет осуществляться радиоэлектронное подавление объектов ПРО США. Подчеркну, что эти меры - вынужденные. Мы не раз говорили, что хотим действовать против общих угроз совместно, но нас слушать не хотят.
Третий: у нас есть ингтегранционное ядро в виде Союзного государства и ЕврАзЭС, мы будем наращивать сотрудничество в сфере ОДКБ. Четвертый: в августе мы опять увидели, что живем в мире двойных стандартов. Мы приложили необходимые усилия для стабилизации обстановки на Кавказе. Мы видим, как Россию критикуют те, кто способствовал отделению Косова. Пятый: мы выступаем за продуманную реформу ООН, за укрепление ее центральной роли и повышение ее эффективности. Ключевое влияние имел бы прогресс в отношениях России и США.
Не секрет, что многие оглядываются на то, куда дует ветер в наших отношениях. Да, эти отношения переживают непростой период, но подчеркну: у нас нет проблем с американским народом, нет антиамериканизма. И надеюсь, что новая администрация США сделает выбор в пользу сотрудничества. Отмечу, что вопрос пересмотра глобальной военной архитектуры перезрел. Я хотел бы вновь поднять этот вопрос и напомнить о необходимости создания нового договора о европейской безопасности. Как никогда актуальна идея формирования полицентричной мировой ситстемы. Вместе со всеми заинитересованными сторонами мы будем создавать подлинно демократическую модель отношений, не допуская единоличного лидерства кого бы то ни было. Миром нельзя управлять из одной столицы. Кто отказывается это понять, будет создавать лишь новые проблемы для себя и остальных.
Еще одна задача - утверждение универсальных дипломатических методов урегулирования кризисных ситуаций. Добавлю, что для достижения позитивных результатов проблемное государство надо не изолировать, а вовлекать в диалог.
Также необходима модернизация финансовой архитектуры, которая обеспечит интересы всех ее участников. При этом она должна быть защищена от использования одной страной или группой стран. Вы знаете, страны "двадцатки" приняли решение о встрече в Вашингтоне 15 ноября. Мы свои предложения подготовили и нашим партнерам направили.
Считаем, что ведущие государства должны предупреждать и минимизировать проблемы финансового характера. Минимальный набор задач включает набор способов оценки рисков, повышение требований к капиталу финансовых учреждений. Мандаты на решение этих задач должны быть распределены между существующими и создаваемыми финорганизациями, а ведущие страны должны быть гарантами выполнения данных задач.
Уже до конца года нужно принять ряд законов, которые станут основой для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров, который станет ядром нашей финсистемы. Нужно принять меры для укрепления рубля, и нужно, конечно, перейти к расчетам в рублях. Мы с этим затянули, и надо принять меры, прежде всего, в расчетах за нефть и газ. Конечная цель - сделать рубль одной из региональных валют. Уверен, подобные меры примут и другие развивающиеся страны. Уверен, что чем больше будет финцентров, тем крепче будет мировая финсистема.
Кроме того, важно наращивать связи с ЕС, Китаем, Индией и другими крупными партнерами. В том числе в Латинской Америке, в Африке. Мы готовы к сотрудничеству со всеми странами и объединениями, которые хотят укрепления России.
Любое взаимодействие будем выстраивать предельно прагматично, с учетом реальной отдачи для нашей страны, и география здесь не будет иметь никакого значения. Главное - позитивный настрой и прагматичный интерес.
Дорогие друзья! Мы живем в свободной и современной стране и многое сумели сделать. У нас есть опыт создания демократического государства, есть не просто успехи, а настоящие победы. И мы вместе идем вперед, ищем ответы на самые сложные вопросы, чтобы снова добиваться, снова побеждать. Спасибо!
Чиновники полагают, что это может стать единственным путем решения СВО