Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Кавказский кризис, спровоцированный Грузией, и фактический паралич власти на Украине показали, сколь обременительным для Европы может стать партнерство с этими государствами. Потому Европа предпочитает не торопиться, чего не скажешь об администрации Буша, рассматривающей вступление Грузии и, особенно, Украины в НАТО как серьезный удар по позициям России и важный шаг в продвижении своих стратегических проектов.
В ситуации цейтнота, связанного с завершением второго срока Буша, его команда предпринимает попытку втащить Грузию и Украину в НАТО, минуя процедуру ПДЧ. В минувшую среду госсекретарь США Кандолиза Райс, сославшись на некую "британскую идею", в достаточно категоричной форме указала европейским партнерам на необходимость "срочно решить вопрос о членстве Грузии и Украины в НАТО с помощью других механизмов" и на декабрьском саммите предложить этим странам присоединиться к Альянсу.
Тему развил постоянный представитель США в НАТО Курт Волкер, почему-то решивший, что причиной осложнений отношений с Россией и трений внутри Альянса является именно ПДЧ, а не само намерение принять Грузию и Украину в НАТО. По его словам, "нужно свернуть проблему ПДЧ", провоцирующую внутренние кризисы Альянса, и помочь двум этим странам стать его членами, поскольку на этот счет разногласий среди членов НАТО нет. Еще более откровенно высказывается посол США на Украине Вильям Тейлор. По его словам, "Украина готова присоединиться к НАТО уже сейчас". Что касается процедуры принятия, то США собирались поддержать ПДЧ, но поскольку некоторые члены Альянса выступают против, "мы поищем другие пути". Таким образом, принципиальная проблема членства Грузии и Украины в НАТО вытесняется чисто техническим вопросом о процедуре реализации этого решения. А апрельская декларация о намерении принять Украину и Грузию в НАТО когда-нибудь, но только не сейчас, толкуется американской стороной как документ прямого действия, из которого следует, что если обещали обсудить этот вопрос в декабре, так надо немедленно принимать.
Эти маневры США были восприняты в государствах Старого Света как беспрецедентное дипломатическое давление. Но назвать вещи своими именами и отказать Грузии и Украине там не готовы. В результате представители США и Европы соревнуются в изощренных формулировках, как бы подтверждающих их принципиальное единомыслие, прекрасно уживающееся с разногласиями по процедурным вопросам.
Предъявляют свои аргументы за скорейшее вступление в НАТО и президенты Грузии и Украины. Михаил Саакашвили в интервью журналистам западных изданий фактически обвинил страны Альянса в потакании притязаниям России. По его словам, отказав Грузии в предоставлении ПДЧ на апрельском саммите, "Альянс продемонстрировал свою разобщенность, и это подтолкнуло Россию к августовской агрессии", а продолжив ту же линию в декабре, НАТО "подаст России новый сигнал о своей слабости".
Виктор Ющенко, напротив, смягчает краски. В его статье "Мы готовы, если вы готовы", опубликованной в The International Herald Tribune, Украина представлена в качестве верного союзника Запада, страны, "обеспечивающей безопасность энергетического транзита, проходящего по ее территории". По словам Ющенко, Украина стремится в НАТО не потому, что ей кто-то угрожает, а из "желания влиться в структуру коллективной безопасности в нынешнем динамично развивающемся и глобализирующемся мире". Что касается очевидного беспокойства Европы в связи с возможной реакцией России, то Ющенко уверен, что недовольство "третьих стран" не может оправдать отказ от декларируемых НАТО принципов. Тем более что Россия выступала против расширения НАТО на Восток и ранее, но это не помешало вступлению в Альянс таких стран, как Чехия или Польша.
В то же время европейские СМИ пишут об опасности партнерства с непредсказуемым президентом Грузии, отдавшим приказ о нападении на Южную Осетию. Экстраполируя эту ситуацию на среднесрочную перспективу, комментаторы указывают на возможность ее повторения после того, как Грузия станет полноценным членом НАТО. В этом случае верная своему союзническому долгу Европа может оказаться в состоянии войны с Россией. Еще одним серьезным аргументом являются претензии Грузии на Абхазию и Южную Осетию, а это уже противоречит Уставу НАТО, запрещающему прием новых членов, имеющих неурегулированные территориальные проблемы.
Несколько лучше выглядят перспективы Украины, размах проблем которой освещается в западных СМИ не столь подробно. Однако европейские политики вполне осведомлены как о параличе власти и рекордно низком рейтинге Виктора Ющенко, так и об экономическом коллапсе и отрицательном отношении значительной части населения к намерению Киева втянуть страну во враждебный России блок. А учитывая факты прямого неповиновения руководства восточных и южных регионов Украины центральной власти, трудно представить, чем может закончиться для этой страны присоединение к НАТО.
В результате этих словесных баталий накануне открытия саммита эксперты из разных стран прогнозируют, что никаких судьбоносных решений относительно Грузии и Украины на нем, скорее всего, не примут. Ожидается, что США продавят решение об "интенсификации сотрудничества" с этими странами в рамках НАТО, то есть попытаются переложить на Европу бремя по их перевооружению. Что касается России, ее постараются "заболтать" разговорами об углубления сотрудничества.
Как отметил американский эксперт по внешней политике Майкл Мандельбаум, "расширение НАТО научило Россию, что только самоутверждение в военной сфере даст ей право голоса в международных отношениях на европейской арене". И в этой ситуации Запад не понимает, как строить отношения с Москвой. Если не учитывать ее интересы и принять Грузию и Украину в НАТО, это приведет к ухудшению и без того непростых отношений и спровоцирует гонку вооружений. Но и уступить России нельзя.
Единственный выход – "развеять подозрения Москвы", продолжив ни к чему не обязывающий диалог по вопросам общеевропейской безопасности, которого так добивается российский президент Дмитрий Медведев. А там – после передачи власти команде Обамы – видно будет.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт