Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Напомним, что с начала 1990-х гг. Калининградская область, Дальний Восток, а также ряд областей Западной Сибири превратились в своего рода автомобильные анклавы, где использование подержанной иностранной автомобильной техники стало более целесообразным, чем продукция отечественных производителей. И не только из-за несоответствия отечественных автомобилей современным требованиям по техническим параметрам, комфорту и безопасности (у собираемых в России иномарок с этим значительно лучше). Этому также способствовала сама структура российской автомобильной отрасли, характеризующаяся концентрацией производства в центральных областях страны. Последней и, возможно, главной причиной пристрастия к иномаркам не первой свежести на западных и восточных окраинах страны является крайне низкий уровень их экономического развития. "Автомобильные анклавы" представляют собой малонаселенные регионы с депрессивной экономикой, имеющие морскую либо сухопутную границу с экономически развитыми странами. В этой ситуации ввоз подержанных иностранных автомобилей, равно как и любая (законная и не очень) приграничная торговля товарами и услугами становятся едва ли не главным занятием для большинства местного населения. Подобная экономическая структура складывалась на протяжении долгих лет, и изменить ее в одночасье нет никакой возможности.
Решение правительства РФ о повышении пошлин на подержанные иномарки в целом является оправданным шагом, причем вне зависимости от кризиса. Примечательно, что главными адресатами предпринимаемых мер являются не столько АвтоВАЗ и ГАЗ, рынок продукции которых четко очерчен (и в будущем обречен), сколько российские сборочные предприятия иностранных автомобильных концернов. Именно они представляют собой основной потенциал развития автомобильной отрасли в современной России.
Однако при всей справедливости правительственных мер, их непродуманная реализация может привести к тяжелым последствиям, причем не только экономического характера. Так, ограничение ввоза подержанных японских машин жителями Дальнего Востока ставит под угрозу существование значительной доли экономики региона. На протяжении многих лет российские власти не уделяли ей должного внимания. Экономическая инфраструктура региона, "заточенная" под функционирование в условиях СССР, потеряла актуальность еще в начале 1990-х, уступив место квазиэкономике приграничной торговли. В этой ситуации ввоз иномарок и их обслуживание стали одной из основополагающих частей экономической жизни региона. Изъятие или значительное сокращение "автомобильной" части местных экономик без предоставления равноценной замены станет сильнейшим ударом по благополучию местного населения. Компенсационные меры, предлагаемые правительством, не меняют ровным счетом ничего, так как не затрагивают сути проблемы. Решать ее путем бесплатной доставки в проблемные регионы отечественных автомобилей так же бессмысленно, как лечить рак при помощи аспирина. Даже если бы отечественные машины раздавались жителям Дальнего Востока и Калининградской области вообще бесплатно, это не помогло бы решить проблему занятости населения, которую до последнего времени худо-бедно решал "иномарочный" бизнес.
Фото: AP |
Жесткие меры, предпринятые к протестующим в минувшее воскресенье, не решат этой сложной и застаревшей проблемы. В лучшем случае они загонят ее вглубь, в худшем... об этом просто не хочется думать. Изменить ситуацию можно лишь посредством активного развития экономики "автомобильных анклавов". Появление новых предприятий и рабочих мест оторвет население от "серого" приграничного бизнеса, после чего подержанные иномарки станут всего лишь средством передвижения. Только после этого продвижение в эти регионы собранных в России автомобилей будет иметь какой-то успех.
Пока же единственным решением, способным не допустить усугубления ситуации, могло бы стать введение моратория на повышение пошлин для "автомобильных анклавов". Препятствием их возможному превращению в "калитку в границе" мог бы служить элементарный набор правил и законов, не допускающий распространения ввезенных автомобилей за пределы таких регионов. Это позволило бы избежать роста социальной напряженности, что в период кризиса может привести к самым непредсказуемым последствиям.
О том, что это не пустые опасения, свидетельствует весь ход развития событий последних дней. Показательным в этом смысле стало выступление спикера Совета Федерации Сергей Миронова. "Я полностью разделяю тревогу автомобилистов России, прежде всего, жителей регионов Дальнего Востока, по поводу запланированного повышения пошлин на иномарки, – заявил глава СФ журналистам. – Я за то, чтобы граждане России могли купить качественный отечественный автомобиль и по доступной цене. Но я не вижу связи между уровнем пошлин и конкурентоспособностью российской автотехники". Миронов известен как политик, исключительно лояльный власти. Однако его заявления, вступающие в прямое противоречие с действиями и намерениями правительства, могут говорить о многом.
Тот факт, что власти продемонстрировали нежелание идти по пути компромисса с автомобилистами, подчеркивает твердость их намерений следовать избранной цели. Вопрос в том, не приведет ли это к непредсказуемым последствиям.
## AP ©
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт