Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
На саммит, в котором с российской стороны принимают участие и президент и премьер-министр, прибыла глава украинского правительства Юлия Тимошенко, которая до того провела краткие переговоры с Владимиром Путиным. Также в конференции участвуют белорусский премьер Сергей Сидорский, президент Армении Серж Саркисян, премьер-министр Молдавии Зинаида Гречаная, премьер-министр Казахстана Карим Мусимов. Прибыли и представители европейских государств: премьер-министр Боснии и Герцеговины Никола Шпирич, премьер Сербии Мирко Цветкович, замглавы правительства Турции Назым Экрен, министр экономики Словакии Любомир Йагнетек, министр промышленности и торговли Чехии Мартин Риман. Евросоюз на саммите представляет член Европейской комиссии Андрис Пиебалгс.
На открытии конференции с краткой вступительной речью выступил президент России Дмитрий Медведев. Приводим полный текст выступления главы государства:
"Прежде всего я хотел бы всех вас поприветствовать в Москве и поблагодарить за то, что вы приехали к нам для разговора на одну очень важную, актуальную тему. Те события, которые побудили нас собраться, достаточно сложные, я бы даже сказал – чрезвычайные, и повод для встречи – безотлагательный.
Мы в последнее время, во всяком случае во многих присутствующих здесь странах, вынуждены были отложить все свои дела и заниматься тем, что сейчас принято именовать газовым кризисом. К сожалению – я хотел бы специально это подчеркнуть, – к нашему сожалению, пока результата все предпринимаемые усилия не принесли, и у людей, которые живут в европейских странах, во многих европейских странах, по-прежнему нет тепла, а из-за дефицита энергоснабжения нарушена работа производственных предприятий.
Очевидно и то, что та конфликтная ситуация, которая возникла, должна быть максимально быстро урегулирована, несмотря на то, что предыдущие усилия пока результатов не принесли. Но решение, которое может быть достигнуто, – оно, по всей вероятности (это уже моя точка зрения, точка зрения Российской Федерации), может быть достигнуто за счет коллективных усилий, с тем чтобы обеспечить нормальное жизнеобеспечение в Европе, обеспечить надежность транзита в Европу и решить ряд других задач.
Именно поэтому я предложил провести международную встречу в Москве по вопросам обеспечения доставки российского газа в страны Европы, потребителям в Европе. И в том, что вы в такой короткий срок, по сути, без подготовки, как принято у нас говорить, "с колес", откликнулись на это приглашение, я вижу и подтверждение вашей коллективной заинтересованности в том, чтобы найти скорее выход из сложившейся ситуации и выйти уже на определенные результаты.
Конечно, будут разные вопросы, в том числе вопросы о том, кто в этом виноват, кто будет компенсировать те убытки, которые возникли. Но это, наверное, даже в контексте нашей с вами встречи не главный вопрос. Мне представляется, что главных вопросов два: это поиск, коллективный поиск развязки той проблемы, которая до сих пор сохраняется, и второй, может быть, не менее важный, в чем особенно я вижу такое специальное значение нашей встречи, – это возможность создать эффективный, постоянно действующий международный механизм, который в будущем не позволит возникать таким ситуациям, который будет обеспечивать нормальный транзит. Ну и, естественно, такой механизм, который будет побуждать все стороны соблюдать правила совместной работы, действовать на основе тех соглашений, которые достигнуты, а если соглашения нет, то на основе каких-то иных правил.
На примере нынешнего кризиса все мы убедились и в том, что нынешние международные регуляторы такого рода ситуаций не являются эффективными, в том числе и международное право в этой части. Я могу сказать откровенно, на мой взгляд, и Энергетическая хартия, которая частью стран ратифицирована, частью не ратифицирована, к сожалению, такого рода вопросы не решает, и мы должны подумать о том, какие новые международные соглашения могли бы в будущем снимать проблемы такого порядка.
Уважаемые коллеги, уважаемые дамы и господа, мы, конечно, рассчитываем на прямой, откровенный разговор и, самое главное, – на результативность нашего сегодняшнего общения. Российская Федерация к такому общению готова, мы сделаем все, для того чтобы нынешний кризис был разрешен".
Этот "откровенный разговор" велся около двух часов, после чего Дмитрий Медведев дал пресс-конференцию. Выступая перед журналистами, он указал, что Энергетическая хартия "не применяется и не будет применяться в России". Президент еще раз подчеркнул необходимость формирования новой эффективной правовой основы для гарантированных поставок газа от его производителей до потребителей. По словам главы государства, речь сейчас идет не только о российско-украинском конфликте, но о "широком наборе государств".
"Надеюсь, что соответствующие идеи будут положены в новые международные документы. Существующие документы, в том числе Энергетическая хартия, нас не вполне удовлетворяют", - указал президент, пообещав поднять этот вопрос на конференции 20 крупнейших экономик в Лондоне и на саммите G8. "Мировой финансовый кризис не должен отягощаться проблемами, подобными газовому конфликту", - уверен российский лидер.
Что до газовых переговоров Москвы и Киева по возобновлению транзита топлива в Европу, то они, как указал Медведев, отвечая на вопрос журналиста, продолжатся уже сегодня. Российскую сторону на них будет представлять Владимир Путин, украинскую - Юлия Тимошенко.
Дмитрий Медведев также указал, что конференция, прошедшая в Москве, оказалась "весьма полезна". "Нам удалось прямо, открыто, в конструктивной и доброжелательной манере обменяться мнениями о газовом кризисе, который, к сожалению, существует в Европе", - отметил президент.
На саммите также удалось обсудить пути немедленного возобновления поставок газа с участием не только вовлеченных в спор России и Украины, но и в присутствии других крайне заинтересованных в скорейшем разрешении конфликта сторон. Медведев также добавил: "Хотел бы, чтобы это (возобновление транзита в Европу) произошло как можно быстрее, буквально в ближайшие дни".
Обсуждался также и вопрос недопущения подобных проблем в будущем. "Мы исходили раньше из того, что созданная система энергетической безопасности в Европе - оптимальна. Оказалось, что нет", - признал президент, пояснив, что выявились факторы, способные разбалансировать эту систему.
Что до конкретных схем, направленных на гарантирование транзита топлива через Украину в Европу, то здесь президент указал, что альтернативой идее создания международного консорциума по закупке технологического газа для Киева может стать безотзывный банковский аккредитив в размере $1 миллиарда. А точнее, помощь Украине в получении такого аккредитива.
Президент заявил, что такая схема может быть использована, если не сработает идея с созданием консорциума: "Сегодня была предложена другая - простая форма, а именно безотзывный аккредитив, выставленный в первоклассном банке одной из европейских стран с частичным покрытием, которое предоставит украинская сторона. Если банк откроет без покрытия, будет совсем хорошо. Основанием для списания денег будет обращение российской компании-поставщика газа, подтвержденное группой наблюдателей, которую мы сформировали с участием Евросоюза о несанкционированном отборе газа".
"Вопрос в том, смогут ли наши украинские партнеры договориться об этом с одним из европейских банков, если у них будут какие-то затруднения, то мы готовы им помочь, в том числе и в переговорах", - добавил Медведев. Он пояснил, что обеспечительная масса для покрытия такого аккредитива у Украины присутствует. Речь идет о госгарантиях, которые могли бы обеспечить интересы российских поставщиков. Эта идея, указал Медведев, была высказана в ходе телефонного разговора с Виктором Ющенко.
"Имею в виду то, что наши и украинские партнеры сегодня в очередной раз подтвердили, что у них нет никаких намерений заниматься отбором газа, мы надеемся, что, если такой аккредитив будет выставлен, то платежа по нему не будет",- добавил президент. По его мнению, этот аккредитив какое-то время сможет гарантировать интересы России, пока Москва не договорится с Киевом о поставках газа для украинских потребителей, "потому что это отдельная тема".
Медведев также указал, что Москва должна получить от Киева гарантии не только в отношении технологического газа: "Наши украинские друзья говорят о том, что им необходим объем технологического газа 21 млн куб. м в день. Это небольшой объем. Но проблема заключается в том, что мы должны получить гарантии не в отношении технологического газа, а в отношении всего газа, который запущен в трубу, потому что в целом газотранспортная система рассчитана на определенную мощность и мы должны быть уверены в том, что та часть газа, которая попадет в трубу, дойдет до европейских потребителей, а не будет использована для внутренних нужд".
Что до действующей схемы покупки Украиной российского газа через посредников, то в них, по мнению Медведева, ни одна из сторон не нуждается: "Я считаю, что мы с нашими украинскими партнерами можем торговать без всяких посредников, особенно без посредников, вызывающих большие сомнения у украинской общественности, да и не только украинской.
"Проблема заключается в том, что некоторые участники переговоров отстаивали необходимость сохранения посредников и ссылались на инструкции, полученные наверху. А другая часть переговорщиков говорила, что эти посредники - абсолютное зло, которое подлежит безусловному и немедленному истреблению. Наша позиция проста - нам посредники не нужны. Даже в рамках соответствующей компании российская сторона, как вы знаете, была представлена крупнейшим газовым концерном", - пояснил президент.
Помимо прочего, Медведев указал, что цена на российский газ может в течение года значительно снизиться: "Чем хороши европейские цены? Они хороши тем, что если сегодня они кажутся, может быть, достаточно высокими, то с учетом динамики цен на нефть в течение года они будут снижаться и снижаться довольно серьезно. Если мы фиксируем цену, неважно какую, $250-300, то до конца года цена будет платиться, но мы видим, какая цена, какая динамика цен на нефть - соответственно, расчет формулы цены на газ будет отставать по известным технологическим причинам, но в конечном счете придет к тому, что цены на газ будут существенно ниже, чем они есть сегодня, в два, может быть в 2,5 раза раза ниже". Глава государства добавил, что по этой схеме работает весь мир, а значит, и Россия с Украиной будут работать по ней же.
Что касается транзита газа через Украину в Европу, то, несмотря на известные проблемы, Москве не будет от него отказываться. "Мы должны извлечь все возможные уроки из того, что произошло, и создать двусторонний механизм, предотвращающий подобного рода конфликты, и многосторонний, - считает Медведев. - Еще раз хотел бы подчеркнуть одну простую вещь - сколько бы мы сегодня не пытались рассуждать на тему о том, что это двустороннее непонимание, двусторонний спор между Россией и Украиной, в конечном счете такого рода проблемы становятся сложностями для большого количества государств и поэтому нужны международные механизмы". Вместе с тем он указал на необходимость строительства трубопроводов "Южный поток" и "Северный поток".
Напоследок президенту был задан вопрос о бытующем мнении, что газовый кризис стал "последним подарком уходящей американской администрации" для России. "Если говорить о подарках, это не самый лучший подарок, прежде всего для обычных людей. Я не сторонник конспиралогических теорий, поэтому я не буду сейчас рассуждать по поводу чьей-либо руки или влияния", - ответил президент.
Ситуация резко изменилась