Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: idea.ru |
"Yтро": Каковы итоги 2008 года для российского рынка рекламы, как отразился на нем финансовый кризис?
Владимир Евстафьев: Я думаю, это был самый успешный год для российской рекламы. С учетом прироста первых кварталов 2008-й оказался самым плодотворным в истории отрасли, это совершенно очевидно. Я убежден, что в прошлом году на рынок рекламы в целом кризис не повлиял. Самый сильный удар был по прессе, особенно по люксовым изданиям. Потом радио шло. Этим секторам действительно было тяжело. Но в то же время телевидение было в идеальном состоянии, набирало обороты.
"Y": Тем не менее вплоть до декабря и на телевидении не заключались новые контракты на будущий год, хотя обычно это происходило в течение осени.
В.Е.: Да, но зато потом пошли таким валом, что сейчас эфир уже переполнен.
"Y": Что происходит на рынке сегодня?
В.Е.: Довольно сложная ситуация, можно даже сказать трагическая, в дорогих люксовых изданиях. Дело в том, что с рынка ушли их основные клиенты, прежде всего, банки и связанные с ними коммерческие структуры, например, риелторские конторы. Они сейчас практически не рекламируются. Другая большая категория, значительно ослабившая свое участие в рекламе, – крупные западные рекламодатели, которые сюда завозили свои товары: автомобили, парфюмерию, бытовую технику. Они тоже практически полностью "вымерли". А вот все те, кто делал товары в России, включая автомобильную промышленность (я уж не говорю о пиве и товарах повседневного спроса), наоборот, усилились, потому что скидки стали более выгодные для них, и их стало гораздо больше. Плюс добавились местные производители, особенно в регионах. В регионах вообще все в порядке: там местный рекламодатель как был, так и существует, потому что он хорошо понимает, что без рекламы никуда не пойдет. Но те, кто работает в России, усилили свое присутствие в телеэфире.
"Y": Как будет развиваться рынок в наступившем году? Какие виды рекламы останутся востребованными, а каким будет сложнее всего?
В.Е.: Прежде всего, потеряются люксовые издания, это очевидно. Те, кто базировался на банковской и на привозной товарной рекламе. Потом просядет слегка наружка. Нет сомнений, что проблемы возникнут у радийной рекламы. Вот эти три сегмента, я думаю, пострадают больше всего. Телевидение не пострадает никак, оно даже этого не заметит. И тем более не пострадает Интернет. Сегодня грамотный рекламодатель без Интернета обойтись уже не может. Контекстная реклама будет в любом случае очень активно развиваться. И прямая классическая реклама, и принципиально новые формы рекламы, то, что мы называем вирусной рекламой в Интернете, будут не просто развиваться, а развиваться гигантскими шагами. Интернет-реклама недорогая, она имеет точную аудиторию, постоянно прирастает людьми, она для всех. И я убежден, что реклама в Интернете в России не заметит кризиса. Если же смотреть на рынок в целом, самое плохое, что может произойти, – замедление темпов роста, но никак не спад.
"Y": А в других сегментах будут ли в период кризиса искаться новые формы рекламы, новые площадки, позволяющие оптимизировать затраты, или рекламодатели предпочтут не рисковать и вкладываться в традиционные носители?
В.Е.: Интернетовские новые формы – это просто новые способы донесения коммуникаций, связанные, прежде всего, с технологическими возможностями. Сегодня Интернет может быть в кафе, в мобильном телефоне и так далее. Он связан с реальным технологическим прогрессом. В традиционной же рекламе новыми формами являются по существу все технологии, связанные с прямым маркетингом, то, что мы называем BTL. Они очень сильно затормозились перед Новым годом, потому что люди не понимали, что будет дальше. И вот там заметен реальный спад. Рекламодатель ищет, где выгоднее. Он выбирает те носители, которые стоят дешевле. И это абсолютно нормальное состояние для него.
"Y": То есть новых форм он все-таки искать не будет?
В.Е.: В России не будет, потому что в России по-прежнему средняя цена на рекламный контакт в любом носителе остается довольно низкой по сравнению с западной. Поэтому здесь им не надо ничего искать, здесь и так все недорого. Идите в телевидение, и вы получите полную отдачу. Идите в две - три популярные газеты, и вы наберете всю аудиторию. Повесьте перетяжки перед вокзалами, и вы заполните выставки теми, кто вам нужен. А новые формы ищут там, где средняя цена за контакт очень высока. Например, где-нибудь в Америке, где такой же контакт на телевидении или в газете стоит совершенно другие порядки денег, приходится искать новые формы.
"Y": На рынке уже до Нового года начали появляться "антикризисные" предложения. На ваш взгляд, следует ли ожидать масштабного снижения цен на размещение рекламы? Или, наоборот, продолжится их рост?
В.Е.: В популярных СМИ никаких дополнительных скидок, кроме традиционных, не будет. Но и роста тоже не будет. Сейчас все ждут.
"Y": Вы сказали о замещении рекламы импортных товаров рекламой отечественных. Можно ли в связи с сокращением зарплат и падением уровня доходов населения ожидать уменьшения объемов рекламы дорогих товаров в пользу более дешевых аналогов?
В.Е.: Сейчас пока замещаются товары, ввозимые в страну, на производимые здесь, независимо от их цены. Других тенденций пока нет.
"Y": Следует ли в этом году ожидать сокращения производства рекламы? На телевидении стали появляться ролики, снятые несколько лет назад, а новых практически нет.
В.Е.: Да, этого следует ожидать. Грамотный рекламодатель экономит на всем. Вот "Рондо" использует ролики десятилетней давности. И это правильно. Потому что те ролики были очень хорошими, а творцы наши работают очень плохо. Поэтому нормальный грамотный рекламодатель вспомнит свои былые успехи. Так что по производству спад будет совершенно неизбежным.
Эксперты указали на ловкую тактику дипломатов, которая позволила им извлечь большую выгоду
Поговаривают, что президент хотел связаться с главой России уже в эти выходные