Страны ЕС ждет банкротство

Проблемные активы европейских банков могут достигать порядка 44% их совокупного балансового счета. Но даже они меркнут перед куда более серьезной опасностью – дефолта по государственному долгу ряда стран Евросоюза




Руководство Евросоюза решило провести в марте сразу два экстренных антикризисных саммита для согласования методов борьбы с рецессией и ее последствиями. Премьер-министр председательствующей в ЕС Чехии Мирек Тополанек заявил о необходимости усилить координацию в ЕС в деле противостояния экономическим потрясениям. По мнению политика, скорейшему выходу из кризиса может способствовать стимулирование внутреннего спроса в рамках Евросоюза.

Беспокойство европейских властей вполне объяснимо. Дела в Старом Свете обстоят едва ли не хуже, чем на родине нынешнего глобального кризиса – в США. В распоряжении британской газеты The Telegraph оказался некий секретный документ Еврокомиссии, согласно которому величина проблемных активов, находящихся на балансе банков Европы, в общей сложности составляет более €18 триллионов. Не все из них являются "токсичными", но вместе они могут достигать порядка 44% совокупного балансового счета европейских банков. При этом авторы документа предупреждают, что попытка выкупить или списать все эти спорные активы может лишь усугубить ситуацию. По данным издания, документ на этой неделе изучили министры финансов стран ЕС. И, вполне возможно, угроза многочисленных дефолтов в банковской системе стала одним из поводов для созыва экстренных саммитов. Впрочем, далеко не единственным.

Даже "токсичные" проблемы кредитных учреждений меркнут перед куда более серьезной опасностью – дефолта по государственному долгу некоторых стран ЕС. А такой поворот событий весьма вероятен. Помимо огромных издержек по спасению банковской системы ситуацию усугубляют еще более внушительные социальные обязательства европейских стран, и все это на фоне резкого сокращения налоговых поступлений. Кроме того, с точки зрения экономического развития и уровня благосостояния населения входящие в Евросоюз государства существенно отличаются. В условиях кризиса эта дифференциация становится более ощутимой, что приводит к обострению внутренних противоречий.

Очевидно, что каждая страна, несмотря на громкие политические заявления и многосторонние встречи на самых разных уровнях, в первую очередь, озабочена спасением собственной экономики. Лидеры ЕС стремятся избавиться от роли доноров для более слабых союзников. Недавно, например, Николя Саркози предложил французским автопроизводителям закрывать заводы и сокращать рабочие места в Чехии и Словакии, чтобы поддержать производство и рынок занятости во Франции. Впрочем, в числе аутсайдеров не только новые члены ЕС, но и старожилы. Например, два года назад основным иждивенцем в Европе стала Греция: в 2007 г. она получила из союзного бюджета €5,4 млрд – больше, чем сама заплатила. А третье место (после Польши) заняла Испания.

Рост внутренних противоречий на фоне финансовых проблем заставляет задуматься и о дальнейшей судьбе евро, который, по мнению некоторых экспертов, может не пережить кризиса. Впрочем, оппоненты полагают, что ЕС скорее допустит дефолт одного из государств, чем согласится на распад валютного союза. К тому же, участникам ЕС сейчас невыгодно выходить из зоны евро – в этом случае стоимость заимствований для них резко возрастет, поскольку возврат к национальной валюте увеличит возможность ее девальвации и инвесторы будут требовать большей доходности по облигациям за возросшие риски.

Выбор читателей