Норвежцы арестовывают российские суда оптом

Береговая охрана задержала траулер "Павел Батов", обвинив экипаж в незаконной ловле рыбы. Тем временем сухогруз "Механик Тюленев", подозреваемый в причастности к крушению местной шхуны, ожидает решения норвежской прокуратуры




Список российских рыболовецких судов, задержанных по тем или иным причинам береговой охраной Норвегии, вчера вечером пополнился. Экипаж траулера "Павел Батов" обвинили в незаконной ловле рыбы в норвежской экономической зоне. Судно было доставлено в порт Северной Норвегии Варде в сопровождении корабля береговой охраны Farm.

В Варде траулер пробудет до тех пор, пока не будет установлен размер штрафа. "Речь может идти о конфискации улова. Однако мы пока не установили, сколько именно было выловлено в норвежской экономической зоне", – отметил представитель комиссии по расследованию несчастных случаев на транспорте Йон Бертельсен.

"Павел Батов" не единственное российское судно, которое стоит сейчас на приколе у норвежских берегов. Во вторник Норвегия арестовала сухогруз "Механик Тюленев" по подозрению в причастности к исчезновению местной рыболовецкой шхуны Marina. Последний раз шхуну под управлением 68-летнего Кристиана Кнудсена видели в районе острова Андейа в понедельник, а в ночь на 4 марта были найдены ее обломки. Получив информацию, что "Механик Тюленев" находился в районе исчезновения рыбака, норвежская полиция попросила зайти сухогруз в порт Буде для осмотра. На корпусе российского судна были обнаружены царапины, но об их происхождении правоохранительные органы пока ничего сказать не могут. Моряки "Механика Тюленева" подтвердили, что проходили в том районе, где потерпела крушение Marina, но ничего необычного в районе предполагаемого бедствия не видели. Ожидается, что решение по дальнейшей судьбе сухогруза норвежская прокуратура примет сегодня.

Задержания российских судов норвежцами происходят довольно часто. Так, в январе этого года был арестован мурманский траулер "Петр Петров", который вел промысел в Баренцевом море. На промысле в островной зоне Шпицберген в начале августа 2008 г. задержали траулер "Корунд", а в конце месяца – траулер "Николай Афанасьев".

Самым громким подобным случаем стали трехдневные гонки в открытом море траулера "Электрон" с норвежскими инспекторами на борту и военными кораблями вокруг. Судно было задержано в Баренцевом море. Предполагалось, что его доставят в один из портов Норвегии для выяснения обстоятельств нарушения режима рыбной ловли. Экипажу российского корабля, на который успели подняться два норвежца, был отдан приказ следовать за сторожевым кораблем. Российские моряки сначала подчинились и повели "Электрон" вслед за норвежским кораблем, но потом резко сменили курс и двинулись в направлении территориальных вод России. После этого началась погоня со стрельбой: норвежцы пытались вернуть корабль и забрать своих инспекторов, а "Электрон" торопился уйти под прикрытие российских военных судов, что, в конце концов, ему и удалось сделать. В результате Генпрокуратура РФ предъявила капитану "Электрона" Валерию Яранцеву обвинение в незаконном промысле и захвате норвежских инспекторов.

Частота подобных инцидентов объясняется наличием территориальных споров в Баренцевом море. Считая спорные воды своими, норвежские власти требуют, чтобы все рыболовецкие суда, ведущие лов в этой зоне, предупреждали о своем выходе из нее за 12 часов, а также допускали на свой борт инспекторов для проверки. При этом норвежская сторона всячески подчеркивает, что не рассматривает все эти ситуации как конфликт между двумя странами, а только как ряд единичных случаев нарушений законодательства российскими рыболовецкими судами.

Выбор читателей