Китай спасет общество потребления

Сторонники "китайской" версии спасения мира от кризиса получили убедительные доказательства своей правоты. Власти КНР задействовали для спасения экономики самый надежный резерв – сбережения населения, и это уже принесло первые плоды




По глобальному экономическому кризису нанесен ощутимый удар: в экономике Китая наметились "позитивные изменения", хотя борьба с кризисом еще потребует значительных усилий. По словам китайского премьера Вэнь Цзябао, в первом квартале 2009 г. экономика "продемонстрировала более позитивные показатели, чем ожидалось". Подтверждением этого стало развитие инвестиционных программ, а также улучшение показателей потребления и объемов торговли. Вэнь Цзябао уверен, что некоторые сегменты китайской экономики уже "находятся в процессе постепенного выхода из кризиса".

Схожего мнения придерживается и Всемирный банк, по прогнозу которого спад в экономике КНР может закончиться уже в этом году, что, в свою очередь, окажет позитивное влияние на экономику стран всего региона. "Мы видим сигналы того, что экономическое падение в Китае достигнет дна в середине 2009 г. и потом начнется рост, который усилится в 2010 г.", говорится в заявлении Всемирного банка. Главной причиной роста ВБ считает план поддержки экономики страны, принятый китайским правительством. В его основе лежит переориентирование части экономики на внутренний спрос и стимулирование этого спроса.

Антикризисные меры Пекина предусматривают выделение на стимулирование национальной экономики порядка 4 трлн юаней ($586 миллиардов). При этом рост ВВП Китая по итогам 2009 г. должен составить, по разным прогнозам, от 5% до 6,5%. Это существенно ниже показателей 2007 - 2008 гг., когда китайская экономика росла на 13% и 9% соответственно, однако не идет ни в какое сравнение с катастрофической ситуацией в экономиках развитых стран. По словам главного экономиста ВБ по России Желько Богетича, в странах с высоким уровнем дохода сокращение ВВП в 2009 г. составит 2,9%, в развивающихся странах прогнозируется рост на 2,2%, но ожидаются значительные негативные изменения по сравнению с предыдущими прогнозами. По мнению Богетича, в 2010 г. возможен рост мирового ВВП на уровне 2,3%, но это пока "под вопросом".

На этом фоне многие эксперты сходятся во мнении, что именно Китай окажется страной, способной вывести мир из кризиса. Впрочем, у "китайской" версии существуют и противники. Так, по мнению эксперта Brookings Institution Эсвара Прасада, Китай мог бы сыграть огромную роль в восстановлении мировой экономики, если бы не одно "но": китайские потребители и до рецессии были весьма осторожны в своих тратах, а теперь будут тратить свои деньги еще более осмотрительно. "Маловероятно, что такая стратегия китайских потребителей поможет оживить мировую экономику", – считает эксперт.

Однако пока факты свидетельствуют об обратном. Так, по данным Китайской ассоциацией автопроизводителей, в марте 2009 г. продажи автомобилей в стране достигли рекордного уровня в 1,1 млн штук, по сравнению с 1,06 млн в марте 2008 года. Рост продаж наблюдался и в феврале. Это стало возможным благодаря государственной программе поддержки автомобильного сектора, подразумевающей в том числе предоставление субсидий и льгот для сегмента малолитражных автомобилей. Напомним, что в развитых странах за последние месяцы падение продаж автомобилей измерялось десятками процентов.

В пользу версии о превращении Китая в антикризисный локомотив говорит склонность жителей Поднебесной к созданию сбережений. Из-за отсутствия в стране полноценной пенсионной системы и многих традиционных социальных льгот население вынуждено делать накопления на старость и "черные дни". От того, будет ли часть этих накоплений направлена на потребление отечественных товаров, зависит дальнейшее развитие экономики страны. Согласно последним отчетам, падение китайского экспорта в марте 2009 г. составило 17%, а в феврале – 25,7%. Это значит, что выпадающие экспортные доходы должны компенсироваться за счет внутреннего потребления. Следовательно, ситуация с ростом продаж автомобилей не может не вызывать оптимизма. К тому же сам по себе автомобиль (даже китайский) – это технологически сложный продукт, производство которого невозможно без значительного числа смежных производств, что является прекрасным стимулом для всей экономики. Не менее позитивным можно считать и то, что продолжающийся рост автомобилизации Поднебесной является прекрасной поддержкой для мировых сырьевых рынков, прежде всего – рынков нефти и металлов.

Таким образом, китайское правительство задействовало в борьбе с кризисом единственный и наиболее надежный резерв – сбережения населения. За последние годы населению КНР удалось привить населению определенную культуру потребления, и сегодня это может оказаться спасением для экономики. Нельзя сказать, что подобный путь окажется легким, так как население Китая крайне неоднородно и значительная его часть по-прежнему живет в нищете. Однако, учитывая его общую численность и резко возросшее количество представителей среднего класса (в китайском понимании), перспективы КНР по скорому выходу из кризиса весьма велики.

Выбор читателей