Боевик без обратной связи

Зрителю, рискнувшему временем и трудовой копейкой, чтобы посмотреть "12 раундов", предстоит наблюдать давно уже набившее оскомину ассорти из драк, погонь и взрывов

12 раундов (12 Rounds)
США, 2009
Режиссер: Ренни Харлин
В ролях: Джон Сина, Эйдан Гиллен, Эшли Скотт, Стив Харрис, Брайан Дж. Уайт





Специалист по боевикам в стиле "хороший парень vs плохой парень", режиссер второго "Крепкого орешка" Ренни Харлин, по всей видимости, был настолько фрустрирован тем обстоятельством, что третья (самая интересная) часть этой тетралогии досталась не ему, что спустя почти 20 лет задумал по такому же сценарию сделать свое кино. Вместо изрядно постаревшего Брюса Уиллиса он договорился с пятикратным победителем World Wrestling Entertainment Джоном Сина и выпустил фильм, в котором детективу приходится спасать свою возлюбленную, разгадывая по ходу дела кроссворд от неуловимого убийцы.

Как вы уже догадались, "12 раундов" – крутой боевик с приключениями. Вроде бы, автор "Скалолаза" и "Долгого поцелуя на ночь", занимающих достойные места на полках любителей жанрового кино, обязан удивить публику очередными изысками. Но эта иллюзия рассеивается после первых же кадров, когда после заварушки с полицией главный "плохиш" (Эйдан Гиллен) теряет свою напарницу топ-модель, садится в тюрягу и, поклявшись отомстить полицейскому, уже через год держит в напряжении всю федеральную правоохранительную систему США.

С этого момента воспринимать фильм как что-то, хотя бы отдаленно имеющее отношение к реальности, попросту невозможно. Оставшиеся полтора часа бравый рестлер Сина совершает 12 подвигов новоиспеченного Геракла, целует зрителя в диафрагму и под звуки бравурного марша удаляется с гордо поднятой головой в свои поднебесные полицейские дали.

Я совершенно безбоязненно рассказываю об этом, поскольку предположить какой-либо иной исход событий невозможно ни на каком этапе развития сюжета. Вместо людей по экрану хаотично мечутся картонные фигурки с выдвинутой вперед челюстью, а все экшен-эпизоды сняты под копирку, так что продвинутому зрителю остается лишь одно развлечение: разгадывать, откуда процитирован тот или иной кусок. К великому сожалению, из-за полного отсутствия юмора и граничащей с ханжеством политкорректности фильм выглядит бессмысленным набором цирковых трюков, способных восхитить разве что любителей рестлинга.

Тут главное – сразу отрешиться от какой-либо связи с Новым Орлеаном, где все происходит, с его полицией, с ФБР и прочими атрибутами действительности, которые, тем не менее, всячески выпячиваются и обыгрываются. Как, собственно, и в рестлинге, где важна внешность бойца, его брутальность, силища, в процессе целиком уходящая в пар под крики накачавшейся пивом толпы.

Хотя, казалось бы – ну есть вполне грамотная сценарная схема, пускай и вторичная, многократно обыгранная: злодей глумится над копами, шантажируя всех последствиями заранее подготовленных и неотвратимых терактов, жизнями заложников etc. У этой фабулы существует более продвинутая версия, когда предотвращение преступлений зависит от смекалки детектива, а публике дается возможность параллельно раскручивать в голове возможные повороты сюжета. И вот как надо постараться, чтобы провалить обе составляющие данной интриги?

Для этого, во-первых, необходимо взять совершенно невероятные варианты "загадок", ни в какую логику не укладывающиеся. То есть поверить, что спокойно разгуливающий по улицам этакий мини-бен Ладен, легко покинув камеру федеральной тюрьмы, каким-то волшебством в одиночку заминировал всю столицу штата Луизиана – смешно, а следить за перипетиями событий, если тебе больше семи лет от роду, – попросту скучно. Во-вторых, надо снабдить главного мальчиша-кибальчиша помимо фигуры супермена еще и абсолютной неуязвимостью, граничащей со способностью отбивать лбом реактивные снаряды.

Что в результате остается бедному зрителю, рискнувшему временем и трудовой копейкой? Наслаждаться бесконечным гулом взрывов и несколькими внушительными сценами гонок, опять-таки, к реальности никаким боком не прислонившимися. Нет, кому-то несомненно нравится, когда американские тачки, столкнувшиеся на полном ходу с трамваем, не только не разбиваются, а тормозят многотонные махины, позволяя герою выкарабкиваться из совершенно безвыходных ситуаций. Но тогда необходимы какие-то суперэффекты, а на $20 миллионов, сами понимаете, не больно-то разгуляешься.

Что еще отличает плохое кино от хорошего? У "12 раундов" нет обратной связи со зрителем, оно сделано продюсерами с определенной целью – в качестве некоего балласта, как одна из сотен ему подобных не обязательных к просмотру картин, заполняющих время между рекламными паузами на кабельных телеканалах. Удручает только, что мощный потенциал Ренни Харлина тут как-то не учитывается. Поверить, что этот автор внезапно разучился отличать тупой сценарий от хотя бы мало-мальски приемлемого, довольно трудно. Просто перед нами очередной продюсерский проект, когда зрителя заманивают в кино громким именем режиссера и более-менее узнаваемым – спортсмена-качка, впечатлившегося успехами Шварценеггера и решившего делать карьеру в Голливуде. Но фактурная внешность без харизмы, да еще со слабым сюжетом в придачу, ничего, кроме разочарования, поклонникам "боев без правил" не приносит. А уж тем, кто о Джоне Сена слышит первый раз в жизни, и подавно.

В прокате с 16 апреля

Выбор читателей