Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Как отмечает заместитель председателя Государственной думы РФ, президент Российского газового общества Валерий Язев, несмотря на все спорные аспекты этого начинания, проект постепенно начинает приобретать все более реальные очертания. Так, 16 апреля крупнейший немецкий энергетический концерн RWE подписал долгосрочное соглашение с Ашхабадом о транспортировке туркменского газа в Европу. По словам генерального директора RWE Юргена Гроссманна, один из вариантов транспортировки – транскаспийский газопровод, который может стать составной частью Nabucco. Кроме того, правительство Туркмении предложило RWE разработку блока 23 на шельфе Каспийского моря.
Таким образом, начинает решаться вопрос о наполнении газопровода, который до сих пор являлся одним из основных камней преткновения в реализации данного проекта. Хотя сама по себе перспектива создания транскаспийского трубопровода по-прежнему упирается в проблему раздела Каспийского моря, тем не менее, по мнению Язева, это соглашение можно считать настоящим прорывом для Европы, даже с учетом того, что экономическая целесообразность Nabucco весьма сомнительна.
С точки зрения коммерческой пользы шансы у российского "Южного потока" существенно выше, однако Европа только выиграет, если будут реализованы оба проекта. Чем больше она получит альтернативных путей получения газа, тем лучше. Ведь, несмотря на установившееся в последнее время шаткое перемирие в российско-украинских газовых баталиях, глобальные проблемы, вызвавшие эти войны, до сих пор не устранены. И первая из них – естественный монополизм Украины в транзите российского газа. Не внушает оптимизма и политическая ситуация на Украине, где продолжаются жаркие "дебаты" между президентом и Радой. А газовый аргумент в ходе этой борьбы – один из основных.
И, наконец, третья проблема, в которой отчасти повинна сама Европа, – это отсутствие эффективного энергетического регулятора. Как известно, в ходе январского газового кризиса российская сторона обращалась к руководству ЕС с просьбой принять меры воздействия на Украину, перекрывшую транзит газа в Европу. При этом, в отличие от России, которая не ратифицировала договор к Энергетической хартии, Украина это сделала в полном объеме, а посему обязана выполнять все его положения. Однако никаких санкций по отношению к Украине, грубо нарушившей свои обязанности, не последовало.
Вместо санкций ЕС подписал с Украиной декларацию о модернизации ее газотранспортной системы, оставив за бортом не только "Газпром", но и собственные крупнейшие энергетические компании, для которых появление данного документа оказалось столь же неожиданным, как и для России. По мнению Язева, это проявление работы по систематическому выдавливанию России из Европы к восточным границам ЕС. В частности, в декларации предусматривается создание компании-оператора, которая будет обеспечивать доступ к трубопроводной системе.
А у "Газпрома" заключены долгосрочные соглашения с европейскими энергетическими компаниями о поставке газа вплоть до 30 - 40-х гг. этого столетия. И под них заключены долгосрочные контракты на транзит. "В случае реализации вот этих положений через два года начнется упорная торговля, транспортные мощности выкупит какой-то финансовый оператор, и "Газпром" должен будет заключать с ним, не очень понятно, на каких условиях, соглашение о транспортировке газа, который он обязан поставить по своим долгосрочным договорам", – поясняет эксперт. Вопрос в том, выиграет ли от этого сам Евросоюз. Ведь подобная ситуация дестабилизирует систему долгосрочных контрактов, которая, по сути, на сегодняшний день и является основой энергетической безопасности Европы, о которой она так печется.
Ситуация может еще больше обостриться