Украина готовится к войне

Все чаще комментаторы, как с российской, так и с украинской стороны, упоминают о перспективах войны между странами. При этом и те, и другие заявляют о необходимости найти выход из создавшегося тупика




Комментаторы, как с российской , так и с украинской стороны, все чаще упоминают перспективы войны между двумя странами. Совсем уж беспочвенными эти опасения назвать сложно: Россия озвучивает условия, при которых вероятность конфликтов с соседним государством удастся минимизировать, Украина с этими условиями, похоже, соглашаться не собирается.

Дмитрий Медведев, коснувшись "украинской темы" на вчерашней встрече с активом ЛДПР, выразил надежду на то, что Украина перестанет ориентироваться исключительно на Запад, и будет развивать сотрудничество с Россией, в том числе на региональном уровне. Нынешние проблемы во взаимоотношениях двух стран начались после смены власти на Украине, и губернаторы "с той стороны", по словам российского президента, не скрывают, что причиной существующих недоговоренностей является "другой, западный вектор развития". Что, по словам Медведева, очень печально.

Директор Института внешней политики Дипломатической академии Украины при украинском МИД Григорий Перепелица, со своей стороны, высказался вчера на сей счет в ином ключе. Как заявил дипломат на круглом столе на тему "Внешняя политика Украины: стратегические оценки, прогнозы и приоритеты", в отношениях двух стран существует "системный кризис", основой которому - антагонистичные противоречия, порожденные статусными проблемами РФ, "в частности, возобновление России в формате большого государства, где Украина не видится как суверенное и независимое государство".

Характеризуя отношения стран как "системный вызов для государственности и суверенитета Украины", дипломат напоминает: ни одно из украинских правительств не смогло построить отношения с Россией, которые бы учитывали интересы обоих государств. Перепелица прогнозирует, что эти противоречия будут усиливаться. "Очевидно, что эта тенденция в отношениях с Россией набирает силы, и мы должны готовиться к новой войне, вопрос только в том, в какой форме будет эта война", - цитирует дипломата "Украинская правда". При этом на сегодня ключевым вопросом для внешней политики является "как избежать этой войны и достичь более-менее сбалансированных отношений с Россией".

Напомним, недавно бывший посол Украины в США Юрий Щербак также заявил о том, что российские власти всерьез рассматривают возможность проведения операций по захвату территорий Украины. По его словам, идеи о "десуверенизации" Украины, ее "неуправляемой территории", "распаде" на части совершенно серьезно прорабатываются на разных уровнях политического, военного и разведывательного руководства РФ.

Немецкий политолог Андреас Умланд, в свою очередь, предположил, что российские националисты могут "спровоцировать войну в Крыму для того, чтобы упрочить свою позицию в российской политике". Если "московские реваншисты" получат возможность манипулировать политическими процессами и межэтническими отношениями на полуострове и вокруг него, вторая крымская война может стать реальностью, убежден эксперт.

По его словам, конфликт в Крыму может быть использован радикально настроенными российскими националистами для того, чтобы сорвать попытки президента России Дмитрия Медведева ослабить противостояние между РФ и США: "Независимо от прямых результатов такого военного конфликта, он в то же время дисциплинировал бы Дмитрия Медведева, точно так же, как вследствие российско-грузинской войны летом 2008 года был приостановлен, по крайней мере, на некоторое время, ряд внутри- и внешнеполитических инициатив третьего президента РФ".

При этом политолог акцентировал внимание на том, что империалистически настроенные политики играют все более заметную роль в формировании российской политики: крайне антизападная, неоимпериалистская группировка московской элиты, по его наблюдениям, "укрепилась в российском государственном аппарате, путинской "Единой России", электронных и печатных массмедиа, (не)гражданском обществе и академических кругах".

Угрозой "третьей оккупации Украины" Россией недавно пугала читателей и киевская газета "День". В 2009 г. исполняется 90 лет "с момента начала второй российской оккупации Украины", сообщило издание. Но час от часу не легче: "Используя снисходительность украинских правоохранительных органов, ветераны оккупационной российской армии, военные, гражданские колонисты и их потомки проводят на территории Украины подрывные акции, направленные на расчленение территории Украинского государства и повторное порабощение украинского народа. Заказчики и исполнители не скрывают своих преступных целей. Им нужно для начала вооруженным путем "превратить Республику Украина в Федеративную Республику Украина (ФРУ)" в составе "новообразованных автономных республик - Крымской, Донецкой, Галицкой, Одесской, Закарпатской и других", констатировал автор статьи.

Западные наблюдатели, в то же время, продолжают надеяться на то, что Киев сможет усидеть на двух стульях. Украина может иметь постоянные продуктивные отношения как с Западом, так и с Россией, при этом "США отвергают тезис, что Украина должна выбирать: или Запад, или Россия", утверждает посол США на Украине Уильям Тейлор, завершающий свою дипломатическую миссию. По его словам, "Украине нужны положительные, плодотворные отношения со всеми ее соседями на основе взаимоуважения".

В свою очередь, спикер ВР Владимир Литвин находит поведение Украины вполне естественным: "Россия нас рассматривает как младшего брата, а мы ведем себя как младший брат. Вы понимаете, как ведет себя в семье младший брат - он почему-то все время обижается", - цитирует спикера "Росбалт". К тому же, украинские политики, по его словам, не научились действовать на уровне принятия решений и ответственности за их реализацию - все решения исторически принимались в Москве. Поэтому "есть попытка с одной стороны выступать раздражителем по отношению к России, а с другой - стараться понравиться и постоянно повторять фразу: "Братские отношения должны лежать в основе нашей политики". Такой подход российским переговорщикам не интересен, и его необходимо корректировать с учетом того, что у обеих держав есть свои интересы, которые нужно гармонизировать посредством прагматичного диалога, а не подмены его "заявлениями о вечной дружбе со ссылкой на историю".

Выбор читателей