Россиян оставили без братского молока

Роспотребнадзор максимально расширил список белорусских молочных продуктов, запрещенных ко ввозу в страну. Почему вопрос несоблюдения белорусами нового техрегламента обеспокоил его ведомство только сейчас, Онищенко не пояснил




Российским потребителям, за долгие годы привыкшим к дешевому молоку, творогу и "смятане" из соседней Белоруссии, придется в ближайшее время изменить своим привычкам и переключиться на продукцию отечественного производителя. Вчера вечером глава Роспотребнадзора, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко объявил, что его ведомство наложило запрет на ввоз в РФ практически всей молочной продукции, производимой в союзном государстве. "Сегодня я этот список (запрещенных к импорту из Белоруссии позиций) расширил, и на данный момент практически вся молочная продукция белорусская запрещена для ввоза в Россию", – констатировал Онищенко в эфире телеканала "Вести 24". В списке разрешенных к импорту продуктов остались всего 50 – 60 наименований.

Напомним, что меры репрессивного характера против белорусского молока и изготовляемых из него продуктов российские власти начали применять в конце прошлой недели. В субботу главный санитарный врач страны сообщил, что Россия запретила ввоз на свою территорию почти 500 видов молочной продукции. Наступивший через два дня понедельник стал для белорусской молочной промышленности вдвойне тяжелым днем – Роспотребнадзор увеличил список еще на 800 наименований. Столь серьезные меры в ведомстве объяснили тем, что белорусские молокозаводы не выполняют условия нового техрегламента на молоко, принятого Госдумой в виде федерального закона почти год назад и вступившего в силу в декабре 2008 года.

"Как показал дополнительный анализ, исполнение техрегламента на молоко и молочную продукцию, переоформление документов на территории Смоленской и Брянской области проводилось с явным нарушением подобного рода процедур", – отметил Геннадий Онищенко, комментируя последние действия своего ведомства. Почему этот вопрос обеспокоил Роспотребнадзор только сейчас, почти через семь месяцев после вступления нового регламента в силу, главный санитарный врач не пояснил.

Стоит отметить, что технический регламент, заменивший ГОСТ, заставил волноваться и российских производителей молочной продукции. Отдельные положения этого документа заставили производителей забеспокоиться о своем положении на рынке. В частности, документ запрещал называть молоком напиток, восстановленный из сухого молока. На момент введения регламента восстановленное молоко занимало около 13% российского рынка, годовой объем которого, по оценкам экспертов, опрошенных газетой "КоммерсантЪ", составлял около $11,5 миллиарда. Вместо традиционной надписи "молоко" производителям предложили называть восстановленный продукт "молочным напитком", что, разумеется, грозило снижением продаж. После совещаний представителей отрасли с чиновниками Минсельхоза и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования) было решено смягчить введение техрегламента для российских компаний и выдать им временные сертификаты, которые будут действовать до конца этого месяца. Для белорусских производителей, очевидно, таких послаблений сделано не было.

Ситуация с "запретным" белорусским молоком приобрела политический оттенок в конце мая. Несколько резких слов на эту тему сказал на встрече с представителями российской прессы президент Белоруссии Александр Лукашенко. В ответ на это глава МИД России Сергей Лавров поспешил заявить, что запрет на ввоз молочных продуктов из Белоруссии не является "санкцией", призванной заставить Минск отказаться от попыток сближения с Европой. "Россия не вводила никаких санкций против Республики Беларусь. В России с декабря прошлого года действуют новые регламенты, описывающие качество молочной продукции и определяющие, в каких упаковках, с каким информационным наполнением в отношении покупателей эта продукция должна реализовываться на российском рынке", – пояснил глава российского внешнеполитического ведомства.

Между тем история запретов, накладывавшихся в разное время ведомством Геннадия Онищенко, заставляет рассматривать запрет на ввоз белорусского молока именно в этом контексте. В марте 2006 г. Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию молдавских и грузинских вин, а в мае - грузинской минеральной воды. Это решение в ведомстве также объясняли чисто техническими причинами – как сообщал Онищенко, среди поставлявшихся в РФ из Грузии и Молдавии вин было большое количество подделок. Осенью 2007 г. запрет на ввоз молдавских вин был снят, однако в отношении "опальной" Грузии эмбарго сохранилось, несмотря на то что власти этой страны приняли меры по борьбе с фальсификациями.

Как бы там ни было, сильнее всего запрет на импорт белорусского молока и продуктов из него скажется на российском потребителе. Хотя эксперты стремятся заверить их в том, что на ценах "молочное эмбарго" не скажется, отсутствие самых опасных конкурентов определенно развяжет российским производителям руки.

Выбор читателей