"Молочная" война может перерасти в "газовую"

Почти избавившись от одной угрозы, Белоруссия теперь рискует столкнуться с другой, более серьезной. Судя по всему, недовольная поведением Минска Москва в очередной раз собирается приструнить строптивого Лукашенко




"Молочный" конфликт России и Белоруссии близится к финалу, однако отношения между Минском и Москвой по-прежнему остаются напряженными. Вчерашний день, полный взаимных реверансов с обеих сторон, завершился заявлением замминистра сельского хозяйства Белоруссии Михаила Савельева о том, что протокол, позволяющий возобновить экспорт в Россию белорусской мясомолочной продукции, может быть подписан уже во вторник. Он будет содержать перечень документов, необходимых для допуска белорусской продукции на российский рынок, и список лабораторий, уполномоченных эти документы выдавать. Однако теперь на горизонте появилась новая угроза.

На этот раз она исходит от "Газпрома". В понедельник в прессе появились сообщения о том, что газовый концерн может выдвинуть в отношении белорусского "Белтрансгаза" регрессивный иск за неполную оплату газа в первом квартале. Дело в том, что еще в декабре прошлого года, обсуждая вопрос о цене на голубое топливо для Белоруссии, Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко условились, что она будет рассчитываться по следующей формуле: среднеевропейская цена с понижающим коэффициентом 0,8 за вычетом транспортных расходов и экспортной пошлины. Но в первом квартале текущего года Минск "не заметил" повышения цены на газ со $128 до $210 за 1 тыс. куб. м и оплатил поставки по прежнему тарифу, оказавшись должен "Газпрому" порядка $70 миллионов. В марте лидеры двух стран встретились снова и достигли новой договоренности, согласно которой Минску было разрешено оплатить этот газ по среднегодовой цене – $150 за тысячу кубометров. Вот только разрешение это было дано в устной форме и никак не зафиксировано на бумаге. Так что российский концерн имеет полное право через суд потребовать исполнения официальных условий контракта и, по некоторым данным, у него уже имеются финансовые претензии к белорусской стороне в рамках действующего контракта.

При этом Белоруссии намекают, что она может избежать судебного разбирательства, добровольно оплатив разницу между контрактной и фактической ценой газа. По словам первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, свои обязательства по оплате полученного в первом квартале газа, исходя из расчетной цены $150 за тысячу кубометров, Белоруссия выполнила в полном объеме.

Очевидно, что нынешняя конфронтация России и Белоруссии вызвана отнюдь не формальными претензиями со стороны ведомства Геннадия Онищенко или полугосударственного "Газпрома". Недовольство российской стороны поведением белорусского президента назревало давно, а катализатором нынешнего противостояния, судя по всему, стала словесная перепалка белорусского президента Александра Лукашенко и российского министра финансов Алексея Кудрина по поводу отказа в выдаче последнего транша кредита, который Россия предоставила Белоруссии.

Впрочем, и Лукашенко не собирается сдаваться без боя. Демонстративно проигнорировав саммит Организации договора о коллективной безопасности, он одновременно поручил Госпогранкомитету Белоруссии подготовиться к возможности введения элементов пограничного и таможенного контроля на границе с Россией. "С российской стороны присутствуют элементы пограничного и таможенного контроля. С белорусской стороны таких мер пока не вводилось", – цитирует "КоммерсантЪ" представителя Госпогранкомитета. По его словам, в случае принятия соответствующего решения пограничная и таможенная службы Белоруссии будут в состоянии выполнить эту задачу в кратчайшие сроки.

Выбор читателей