Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Магистральный трубопровод Nabucco мощностью 31 млрд куб. м в год предназначен для транспортировки природного газа из Средней Азии и прикаспийского региона в Центральную Европу через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Ввод его в эксплуатацию первоначально планировался на 2011 г., однако впоследствии был перенесен на 2013 год. Стоимость проекта оценивается в $12 миллиардов. Первая фаза строительства – прокладка трубопровода между Турцией и Австрией протяженностью 2 тыс. км, начнется в следующем году.
Nabucco давно рассматривается как в качестве прямого конкурента российской ветке "Южный поток", проходящей по дну Черного моря, а главная цель проекта – снизить зависимость Европы от российского газа.
Правда, участники подписанного в Анкаре соглашения утверждают, что строительство нового газопровода не преследует целью ущемить интересы России. В минувшее воскресенье турецкий министр энергетики Танер Йилдыз отметил, что Турция не видит препятствий для подключения РФ к проекту Nabucco: "На более поздних стадиях проекта Россия может присоединиться к нему, если сочтет это прибыльным для себя. Никаких препятствий к этому нет". С аналогичным предложением выступил и специальный представитель США Ричард Монингстар. По его мнению, наименее желательным было бы присоединение к Nabucco не России, а Ирана.
Напомним, это не первая попытка привлечь Россию к участию в Nabucco. Весной этого года "Газпром" уже получал аналогичные предложения, но был вынужден отклонить их. По словам заместителя руководителя "Газпрома" Александра Медведева, Россия не может присоединиться к Nabucco, так как уже участвует в двух проектах – "Северном потоке" с участием BASF и E.On и "Южном потоке" с участием итальянской Eni.
Приглашение России в Nabucco больше напоминает политический реверанс. Участие в проекте становится выгодным лишь в том случае, если Россия будет осуществлять добычу на территории нынешних или потенциальных участников проекта. На сегодняшний момент это не представляется возможным. В других случаях у нее просто нет необходимости закачивать свой газ в чужую трубу, учитывая собственные планы по строительству двух газопроводов.
Договоренность о начале строительства Nabucco можно считать настоящим переворотом в международной энергетической политике и, вполне возможно, тактическим поражением России. Еще совсем недавно в качестве основной магистрали по транспортировке газа на юг Европы рассматривался "Южный поток", и лишь перспектива присоединения к Nabucco Туркмении и Азербайджана (обладающих значительными собственными запасами газа) привела к резкой перемене ситуации.
В сложившейся ситуации позиции российской стороны с ее "Южным потоком" существенно ухудшаются. Его стоимость и сложность превосходят Nabucco из-за необходимости осуществления прокладки трубопровода по дну моря. Не меньшую роль играют и политические факторы. Так, новый премьер подписавшейся под Nabucco Болгарии Бойко Борисов ввел ограничения на крупные сделки в энергетической сфере, якобы для проведения аудита. На какое-то время это делает невозможным любые операции по подготовке к реализации российского проекта. Тем самым задействованная в обоих проектах Болгария фактически проголосовала против "Южного потока" и за Nabucco.
Перспективы Nabucco могут заметно возрасти по мере налаживания отношений между Западом и Ираном. Несмотря на грозную политическую риторику, в будущем Тегеран вряд ли откажется от перспектив газового экспорта в Европу.
Впрочем, даже с подключением к проекту Туркменистана Nabucco вряд ли можно считать идеальным южным трубопроводом. Не стоит забывать, что он проходит по суше, причем зачастую по не всегда спокойным территориям. Прежде всего, это можно отнести к Грузии. Не исключено, что начало реализации проекта совпадет с нарастанием военно-политической напряженности вокруг этой страны.
В Европе чувствуется усталость от конфликта
Иностранные летчики специально нарываются на неприятности