Все дороги ведут к Ленину

Неудавшееся переименование Ленинградского вокзала снова сделало актуальным вопрос о возвращении исторических названий городам и улицам. Вся сложность заключается в отсутствии законов, регламентирующих подобные случаи




Если начать свой путь, двигаясь из центра Москвы по Тверской улице, то рано или поздно можно попасть в Тверь, Киевское шоссе приведет в Киев. Но вот куда, судя из названия, ведет шоссе Энтузиастов или Ленинский проспект? "Искаженная после 1917 года топонимика перестала служить основной цели – указывать, куда ведет дорога, – считает руководитель общественного движения "Возвращение" Юрий Бондаренко. – Если Калужская дорога вела в Калугу, то Ленинский проспект ведет к Ленину".

Выступая на состоявшейся вчера пресс-конференции, Бондаренко в очередной раз заявил о том, что многим географическим объектам необходимо вернуть их исторические имена: Вятка (сейчас Киров), Екатеринодар (Краснодар), Симбирск (Ульяновск), Пушкин (Царское Село), Святые горы (Пушкинские горы). Кроме того, восстановить прежние названия необходимо и московским улицам. В их числе шоссе Энтузиастов (раньше Владимирское шоссе), Ленинградское шоссе и проспект (Петербургское шоссе и проспект), Абельмановская улица (Покровский вал), улица 1905 года (Новоиерусалимская) и другие.

Особое внимание Бондаренко уделил необходимости переименования станции метро "Войковская" и одноименных проездов, поскольку "называть станцию метро именем убийцы святого, расчленителя трупов (Петр Войков был в числе убийц царской семьи) просто безнравственно". По его мнению, станцию должна называться "Петербургская", поскольку рядом проходит шоссе, ведущее в Санкт-Петербург.

Попытку восстановления исторической справедливости можно было наблюдать в прошлый четверг: тогда Ленинградский вокзал чуть было не стал Николаевским. Причем, по данным источника РИА "Новости", глава РЖД Владимир Якунин даже подписал соответствующий приказ. Однако Николаевским вокзал назывался буквально несколько часов. Уже в 19:21 мск на сайте ОАО "РЖД" появился пресс-релиз, в котором пресс-служба официально заявила, что "решение о возвращении Ленинградскому железнодорожному вокзалу Москвы исторического названия – Николаевский – не принято... Данный вопрос действительно обсуждается", принесла извинения за распространенную ранее информацию и попросила СМИ с пониманием отнестись к "технической накладке".

Решение вернуть вокзалу исконное название имело несколько обоснований. Во-первых, таким образом была бы достойно увековечена память императора Николая I, который внес огромный вклад в развитие строительства железных дорог в России. Во-вторых, согласно историческому заключению о Ленинградском вокзале, сделанному старшим научным сотрудником Института российской истории (ИРИ) РАН, кандидатом исторических наук Игорем Курляндским по просьбе начальника департамента управления имуществом ОАО "РЖД" Даниила Петрова, "сохранение названия "Ленинградский" у вокзала, с которого поезда отправляются в Петербург, представляются явным анахронизмом". Согласно заключению, исторически верным и справедливым будет возвращение Ленинградскому вокзалу названия Николаевский или же Петербургский.

В ходе пресс-конференции исполняющий обязанности директора ИРИ РАН Владимир Лавров предположил, что изменить позицию Владимира Якунина мог только звонок сверху. "Но был законный приказ, и его полагалось отменить другим законным приказом, содержащим обоснование отмены", – размышлял о случившемся Лавров. Что касается доводов "большого начальства", они, по его мнению, сводятся к следующему: "Сохранение имени Ленина и тому подобное необходимо для поддержания общественной стабильности и спокойствия, для удержания огромной поддержки избирателей".

Ажиотажа вокруг переименования вокзала можно было бы избежать, считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты по культурному и духовному наследия Елена Зелинская, если бы в стране была "внятная государственная политика и понятная система законов, которая регламентировала, что положено делать в подобных случаях". Она сообщила, что в связи с этим в правительство подготовлено письмо с предложением создать отдельную комиссию по географическим названиям, которая будет заниматься этой проблематикой. В нее должны войти историки, представители власти, общественные деятели.

Выбор читателей