Следующий кризис будет нефтяным

Запасы нефти, от которой зависит современная цивилизация, заканчиваются значительно быстрее, чем прогнозировалось. К моменту выздоровления мировой экономики цены на главный энергоноситель снова могут взлететь до небес




После глобального финансового кризиса мировую экономику может ожидать новая угроза – кризис нефтяной. Еще несколько месяцев назад подобное предположение многим могло показаться фантастическим, однако сегодня обсуждается вполне серьезно. В начале года лишь немногие эксперты, включая автора этих строк, обращали внимание на то, что кризис приведет к резкому сокращению инвестированию в новые и прекращению добычи на сложных месторождениях. Это приведет к ускоренной выработке старых нефтяных полей с относительно невысокой себестоимостью добычи и их быстрому истощению.

В недавнем интервью газете Independent об этом говорил главный экономист Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль. По его мнению, общественность и правительства многих стран не замечают, что нефть, от которой зависит современная цивилизация, заканчивается быстрее, чем предполагалось. Мировой уровень производства черного золота может достигнуть своего пика уже через 10 лет – т.е. как минимум на десять лет раньше, чем прогнозировалось большинством правительств. Крупнейшие нефтяные месторождения истощаются рекордно быстрыми темпами, а залежи ископаемых прошли свои производственные максимумы. В итоге, уже начиная с 2010 г. в мире будет ощущаться острая нехватка нефти.

Выводы МЭА базируются на первом комплексном исследовании состояния более 800 месторождений в различных частях света, где аккумулировано около 75% мировых запасов нефти. По оценкам Бироля, мировая экономика уже к 2030 г. должна найти как минимум "шесть новых Саудовских Аравий", чтобы удовлетворить свои потребности в главном энергоносителе.

Свою лепту в нагнетание обстановки добавил накануне представитель Ирана в ОПЕК Мохаммад Али Хатиби, заявивший, что нефтяные цены достигнут уровня 80 $/баррель уже к концу этого года. Если же цены вдруг пойдут вниз, страны ОПЕК на предстоящей встрече в сентябре могут потребовать снижения квот на добычу.

Справедливость прогнозов относительно возможности дальнейшего роста цен на нефть практически не вызывает сомнений. За последние годы мир научился прекрасно жить и развиваться в условиях высоких нефтяных цен. Прошлогодний пик в 147 $/баррель был достигнут преимущественно благодаря спекулянтам, но при этом дорогая нефть не оказывала чрезмерно негативного влияния на основные экономики мира. В любом случае, к началу глобального кризиса высокие нефтяные цены прямого отношения не имели.

И все же прогноз представителя МЭА вызывает удивление. Дело в том, что агентство, в силу исторических традиций, обычно выступает на стороне потребителей черного золота, что четко прослеживается в его прежней риторике. В ее основу заложена идея связанного с кризисом снижения мирового потребления углеводородов. Это, по мнению экспертов МЭА, должно способствовать сохранению цен на низких уровнях на протяжении длительного времени. Заявление Бироля о надвигающемся нефтяном кризисе звучит на этом фоне весьма неожиданно.

По мнению некоторых экспертов, разговоры о нефтяном кризисе могут являться тактическим ходом, призванным заставить нефтетрейдеров наращивать запасы. А это, в конечном счете, должно привести к избытку предложения и снижению цен, что соответствует базовым целям МЭА.

Впрочем, подобная конспирология вряд ли соответствует методам работы и репутации агентства. Вполне возможно, что его эксперты окончательно убедились в том, что мировая экономика способна выйди из кризиса даже при ценах в 60-70 $/баррель, которые имеют место сейчас. А значит, по мере выздоровления она начнет проглатывать и куда более высокие цифры, о чем свидетельствует опыт докризисных лет. Все это хорошо понимает и большинство нефтетрейдеров, продолжающих наращивать запасы несмотря на и без того высокий их уровень.

Обернется ли нынешняя ситуация на мировом нефтяном рынке кризисом, сказать трудно. Не стоит забывать, что спрос на черное золото все еще находится на достаточно низком уровне, хотя и начинает расти. Ситуация прояснится, когда станет окончательно ясна динамика восстановления спроса. В случае его быстрого роста имеющиеся запасы пойдут на убыль, что повлечет за собой новый виток цен. Если к началу следующего года мировая экономика продемонстрирует устойчивые признаки выхода из кризиса, удорожание нефти может носить не плавный, а довольно резкий характер, следовательно, достичь прежних высот рынок сможет значительно раньше, чем полагает большинство экспертов. Более того, в силу указанных выше обстоятельств это может оказаться уже не спекулятивным, а вполне реальным ростом, подкрепленным сократившимся предложением.

Выбор читателей