Друзьям с Востока понравилось доить Россию

Центральноазиатские союзники РФ не слишком надежны, делать что-либо "за идею" никто из них не будет. Москве приходится торговаться по любому поводу, причем безо всяких гарантий соблюдения договоренностей




Этим летом вся Центральная Азия напоминает большой восточный базар, причем торговля там идет крупная. На кону военные базы, оборонительные альянсы и транзитные маршруты для переброски войск и военных грузов. Основными купцами выступают Россия и США.

Их деньги, как всегда, творят чудеса. Например, в июне Киргизия отказалась от своего давно выстраданного требования к США о закрытии военной базы в Манасе. Вашингтон просто предложил хорошую цену, и, по всей видимости, обещал не препятствовать очередными "цветными революциями" переизбранию президента (которое в итоге благополучно состоялось). Базу для всеобщего успокоения формально закрыли, но фактически http://www.utro.ru/articles/2009/06/23/821947.shtml отставили на месте, переименовав в "центр транзита".

Россия, перед этим объявившая о предоставлении Киргизии без малого $2,5 млрд, была крайне раздражена поведением своего союзника. Очень кстати на днях в киргизском курортном городке Чолпон-Ата на живописном берегу Иссык-Куля состоялся рабочий саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Там киргизской стороне напомнили о ее прежних обещаниях и о российских деньгах: $150 млн безвозмездной помощи, $300 млн в рамках льготного кредита (под 0,75% на 40 лет) и около $2 млрд на финансирование совместного проекта строительства Камбаратинской ГЭС. Такие деньги на дороге не валяются, не говоря уже о союзнических обязательствах. В итоге Киргизия, не ставя под сомнение свои договоренности с США, приняла новые обязательства перед Россией – речь идет о создании еще одной российской базы.

Правда и здесь Бишкек оставил себе пространство для дальнейшего торга с Москвой. На саммите было подписано не соглашение о создании новой базы (как того хотела российская сторона), а всего лишь меморандум о "развитии и совершенствовании двусторонней договорно-правовой базы и размещению в Кыргызстане дополнительного российского воинского контингента". Само соглашение, условия которого распространятся и на действующую российскую базу в Канте, должно быть подписано до ноября. Точнее, в документе говорится, что это "признано целесообразным". Насколько целесообразным в итоге оно покажется Бишкеку – будет, очевидно, зависеть от дополнительных "пряников" с российской стороны.

Пока известно лишь, что новая база будет небольшой – всего один батальон, а срок действия нового документа должен составить 49 лет с возможностью автоматического продления на 25-летние периоды. Известно также, что Россия хочет разместить базу в Ферганской долине, чтобы контролировать этот неспокойный район, пресекать наркотрафик и приток радикальных исламистов с юга. Но по вопросу о месте дислокации также есть разногласия: Россия стремится расположить базу там, где уже имеется какое-то подобие инфраструктуры, а Киргизия, напротив, хочет, чтобы вся инфраструктуру создавалась с нуля, а потому предлагает практически "чистое поле".

Свою линию гнет и Узбекистан. Он вообще против того, чтобы на сопредельных территориях появлялись новые базы, будь то российские или американские. А тут еще Россия объявила, что база на юге Киргизии будет действовать под эгидой ОДКБ. То есть, она будет состоять из российского батальона, но теоретически там могут появиться и киргизские, и даже таджикские войска. Причем, согласно документам ОДКБ, они будут иметь право "защищать" и соседний Узбекистан. Учитывая сложные отношения между этими республиками, такая перспектива вовсе не радует Ашхабад. И он, скорее всего, будет упорно возражать против появления базы в Ферганской долине. С ним России тоже придется торговаться.

Наконец, Таджикистан, на территории которого тоже расположена российская военная база, может воодушевиться примером Киргизии и, как минимум, заломить цену за пребывание в его стране российских военных. А в худшем случае – ради повышения ставок – пригласить к себе и "заморских купцов". Собственно, процесс уже пошел. В ходе последних встреч Дмитрия Медведева с Эмомали Рахмоном в Душанбе и Чолпон-Ате лидеры двух стран договорились развивать "равноправное военное сотрудничество", что подразумевает переход на "рыночные" цены как в вопросах платы за размещение российской базы, так и поставок оружия Таджикистану и обучения таджикских военных в российских вузах. Как говорится, qui pro quo. А недавние инициативы Рахмона в области "борьбы за чистоту языка" свидетельствуют, что особого пиетета к России он не испытывает. Заработками в РФ живет значительная часть населения его страны, ну и что? Ведь в России кризис, и денежный поток от гастарбайтеров сильно обмелел, надо искать другие источники существования. Российские компании построили Сангтудинскую ГЭС-1, что с того? Сангтуду-2 сейчас достраивают иранцы...

Одним словом, центральноазиатские союзники России не слишком надежны. По крайней мере, делать что-либо "за идею" никто из них не будет – по любому поводу приходится торговаться, причем безо всяких гарантий того, что договоренности будут соблюдены. Казахстан, пожалуй, исключение из этого правила: в силу своей большей самодостаточности он не ведет открытой торговли ни с Россией, ни с США. Однако конкуренция между ними – экономическая и политическая – чувствуется и здесь. И Астана, естественно, этим пользуется.

С единственным "европейским" союзником – Белоруссией – у РФ дела еще хуже. По жизни обиженный на Россию президент Лукашенко хоть и приезжал в Чолпон-Ату, но соглашения о создании под эгидой ОДКБ Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) не подписал, отделавшись обещанием сделать это "при первой возможности". Из-за этого вся структура "нашего аналога НАТО" осталась довольно призрачной (хотя на конец августа уже намечены масштабные учения КСОР). И говорить о том, что Россия восстанавливает свои позиции в Центральной Азии, явно преждевременно. К тому же США и НАТО вовсе не собираются уменьшать здесь свое присутствие. Новоизбранный генсек альянса Расмуссен уже успел заявить, что операция альянса в Афганистане будет продолжаться столько, сколько нужно.

Не стоит забывать и про Китай: он потихоньку опутывает Центральную Азию экономическими "щупальцами", а в качестве инструмента политического и военного взаимодействия рассматривает Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), где играет первую скрипку. Какие просторы для торга открываются перед нашими центральноазиатскими соседями в связи с появлением на их арене третьей силы! Одна беда: с Китаем торговаться куда сложнее, чем с Россией и даже с США. Да и побаиваются его в Центральной Азии. В итоге может случиться так, что Китай станет фактором, подталкивающим республики региона к сближению с Москвой.

Выбор читателей