Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 8 сентября опубликовала "Доклад о международной торговле и развитии за 2009 год". Основная его мысль в том, что кризис еще отнюдь не кончился, и надо принимать меры, чтобы выйти из него с наименьшими потерями и не допустить повторения подобных катаклизмов. Отдельно взятое государство не в состоянии побороть глобальный кризис. Политика национальных центральных банков, как правило, не учитывает интересы и потребности развития мировой экономики, и это может стать причиной кризиса. В этой связи эксперты ЮНКТАД предлагают всем странам-членам ООН договориться о создании мирового центрального банка, который будет направлять финансовую политику в глобальном масштабе и эмитировать мировую валюту.
Речи о глобальном переходе на единую денежную единицу не идет: национальные валюты, естественно, останутся. Мировой центробанк будет всего лишь следить за колебаниями их обменных курсов. Вся валютно-кредитная система будет базироваться на многосторонних соглашениях, регулирующих управление валютными курсами. Но в обращении появится и глобальная денежная единица – она будет использоваться в международных расчетах и валютных резервах, заменяя в этих сферах доллар. Только так, по мнению ЮНКТАД, можно устранить нестабильность финансовых рынков, которая, в свою очередь, подрывает все сферы мировой экономики.
Это, пожалуй, наиболее реалистичное из всех доселе прозвучавших предложений о создании новой мировой валюты. Напомним, что с аналогичными идеями уже выступали многие страны: Россия, Китай, Индия, Казахстан и даже лидер недавно победившей на выборах в Японии Демократической партии. Например, Россия еще в марте этого года предлагала созвать международную конференцию для обсуждения возможности создания единой мировой валюты. Примерно тогда же министр финансов США Тимоти Гайтнер заявил, что Соединенные Штаты готовы обсуждать с Китаем возможность создания новой резервной валюты. Это был, как потом выяснилось, несколько поспешный ответ американского министра на китайское предложение. Конечно, дальше заявления дело тогда не пошло, но факт все равно примечательный.
В качестве новой глобальной валюты предлагают, как правило, использовать уже имеющийся финансовый инструмент - Special Drawing Rights (SDR), "специальные права заимствования". С таким предложением выступают, в частности, Россия и Китай. Данная расчетная единица была учреждена в соответствии с многосторонним соглашением еще в 1967 г. и в настоящее время используется в рамках международных финансовых институтов (МВФ). Однако "широкого хождения", даже в межгосударственных расчетах, она так и не получила. Но, возможно, все еще впереди: ведь и евро "вылупился" из ЭКЮ - виртуальной расчетной единицы европейских сообществ. Однако сейчас высказываются и более смелые предложения: учредить совершенно новую мировую валюту и назвать ее, например, "глобо" - по аналогии с евро. С другой стороны, глава российского Минфина Алексей Кудрин утверждает, что на смену доллару рано или поздно сам собой придет китайский юань.
Большинство же идеологов новых международных денег вдохновляются именно европейским примером. Поскольку договориться о новой валюте в глобальных масштабах чрезвычайно сложно, то сейчас целый ряд более-менее интегрированных экономик вынашивают планы введения своих региональных валют. Так, АСЕАН, взяв пример с ЕС, готовится создать "азио", причем новый японский премьер Хатояма, очевидно, может возглавить этот процесс. Казахстан предлагает в рамках ЕврАзЭС учредить "евраз" или - для большей благозвучности - "евразию". Это будет еще, конечно, не "наш евро", но уже вполне "наше ЭКЮ". Хотя многие эксперты полагают, что на постсоветском пространстве разумнее было бы не изобретать валютный велосипед, а использовать в качестве общей валюты российский рубль как денежную единицу наиболее мощного партнера. Однако это требует определенного политического смирения, на которое способен мало кто из лидеров стран ЕврАзЭС.
Единую валюту практически готовы ввести у себя нефтедобытчики Персидского залива. В конце прошлого года Дубайский международный финансовый центр (Dubai International Financial Centre - DIFC) выступил с предложением уже к 2010 г. создать объединенный центробанк шести стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и учредить общую валюту. Ее рабочее название - "халиджи" (от арабского "халидж" - залив). В июне четыре из шести стран - Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт и Катар - подписали соответствующее соглашение и уже создают единый банк. На первом этапе "халиджи" должна быть привязана к доллару, а затем - к корзине валют, в которой доллару отводится 45%, евро - 30%, японской иене - 20% и британскому фунту стерлингов - 5%. Это тоже симптоматично: даже нефтяные страны, получающие всю свою прибыль в долларах, готовы изменить американской валюте. А вслед за этим и нефть перестанет торговаться в долларах, что будет означать полный крах "зеленого" в качестве глобальной валюты.
Впрочем, до этого пока далеко. Согласно последним данным МВФ, 64% валютных резервов в мире по-прежнему деноминированы в долларах, на втором месте евро (26,5%), за ним следуют британский фунт (4,1%) и японская иена (3,3%). Сторонники доллара подчеркивают, что его в качестве мировой резервной валюты не "назначали" какие-либо организации или должностные лица - его выбрали таковым все страны мира. И в этом пока его неоспоримое преимущество над всеми умозрительными валютными концепциями. Так что должны появиться очень серьезные причины, чтобы мир отказался от доллара. Беззастенчивая эмиссионная политика США, фактически уже давно обесценившая национальную валюту, пока, к сожалению, не стала такой причиной. Мир по-прежнему играет в зеленые фантики, вдохновляя Вашингтон вновь и вновь увеличивать ничем не покрытые расходы.
Преступления удалось предотвратить