Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В энергетике, которая из-за аварии оказалась в центре внимания, даже по наиболее благополучным регионам европейской части РФ износ основных производственных фондов превышает 50%. В целом же по отрасли он составляет более 60%. Самое слабое звено энергетики – генерирующие мощности: износ оборудования на тепловых электростанциях достигает 70%, на ГЭС – 80%. Так что авария на СШГЭС была если не неизбежна, то вполне закономерна. Турбина, ставшая причиной аварии, оказалась на беду "пунктуальной": сорвалась под напором воды как раз в тот год, когда ее надлежало списать. Наступил предельный срок ее эксплуатации – 30 лет. Но на практике, как правило, эти сроки легко продлеваются и до 50 лет, а вместо замены оборудования проводится лишь небольшой ремонт.
В других отраслях ситуация не лучше. В ключевой для экономики нефтегазовой сфере износ оборудования превышает 55%, а на нефте- и газоперерабатывающих предприятиях составляет, соответственно, 75% и 80%. И все острее звучит вопрос: долго ли мы сможем в такой ситуации добывать и экспортировать энергоресурсы, наслаждаясь сырьевой рентой? Те же 80% составляет износ фондов и в металлургии, и в угледобыче. Особенно пагубно это сказывается на труде шахтеров: подсчитано, что за каждые 2 млн т добытого угля Россия расплачивается одной шахтерской жизнью.
В 1990-е гг. износ основных фондов в промышленности ускорился. Тогда в результате приватизации многие заводы перешли в частные руки и стали эксплуатироваться просто хищнически: новые хозяева стремились (и по сей день стремятся) выжать из них максимальную прибыль при минимальных затратах. Проблема усугубляется тем, что стареют специалисты, умеющие ремонтировать промышленное оборудование. Большинство из них уже достигли предпенсионного возраста, а новых кадров нет – становиться инженером в наши дни не престижно и не перспективно.
Обветшала и военная техника, стоящая на вооружении армии. Погибший 16 августа командир подразделения "Русские витязи" Игорь Ткаченко еще несколько лет назад предупреждал: "Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолетов, оснащенных современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27: у одной остался гарантийный резерв по налету 57 часов, у другой – 37 часов, а третья уже стоит "у забора".
Ветшает и та область народного хозяйства, с которой мы все сталкиваемся ежедневно, поскольку живем в ней. Это ЖКХ. По данным правительства, 30% основных фондов отрасли полностью отслужили нормативные сроки, а темпы нарастания износа составляют 2% – 3% в год. Здесь, правда, очень легко назначить виноватого: это само население. Одной из причин роста износа коммунальной инфраструктуры является, по мнению правительства, просроченная задолженность по платежам за жилищно-коммунальные услуги. На 18 сентября 2009 г. она составила 158,2 млрд руб., из них задолженность населения – 94,8 миллиарда. Поэтому сейчас бремя капремонта жилого фонда планируется переложить на плечи жильцов (объединенных в ТСЖ).
В других сферах народного хозяйства подобный вариант, конечно, не прокатит. На шахтеров не взвалишь модернизацию шахт, как и на сталеваров – ремонт доменных печей. Можно, конечно (и нужно), обязать их работодателей побольше вкладывать в обновление производственных мощностей. Но "застрельщиком" в этом деле все равно придется быть государству. А всем прочим – отнестись с пониманием своей доли ответственности.
Первой в списке на омоложение будет энергетика. В утвержденной правительством в конце августа "Стратегии развития энергетики на период до 2030 г." предполагается, что износ основных фондов в отрасли к указанному сроку будет сокращен с 60% до 40%. Это немало, учитывая степень обветшания отрасли. Однако надо решать проблему старения экономики в целом.
"По нашим приблизительным расчетам, наш технологический запас (в тех отраслях, где мы еще конкурентоспособны в мире) кончится через семь лет, – говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. – И эта проблема требует немедленного решения. Нужна комплексная научно-техническая программа реконструкции и модернизации экономики".
Финансирование такой программы, по самым скромным оценкам Минэкономразвития, обойдется в $1 – $2 трлн, и эта задача ложится, в первую очередь, на государство. Оно должно финансировать те отрасли, которые еще можно спасти: самолетостроение, кораблестроение, станкостроение и даже химпром. В противном случае, полагает Руслан Гринберг, "мы приговорены к примитивной экономике, зависящей от 10 – 12 топливно-сырьевых товаров". Да и те производить будет небезопасно.
Преступления удалось предотвратить