Россия подцепила европейскую болезнь

Поддержание действующей пенсионной системы даже при сохранении нынешнего уровня жизни пенсионеров будет оказывать давление на бюджет и ограничит инвестиционную активность государства




Россия начала испытывать на себе проблему старения населения, давно знакомую многим развитым странам. При этом уровень жизни российских пенсионеров, мягко скажем, далек от идеала. Государство, как умеет, пытается его повысить. И хотя попытки эти нельзя признать достаточно успешными – регулярная индексация пенсий на сотню – другую рублей выглядит смехотворной с точки зрения отдельно взятого гражданина преклонного возраста, – совокупность этих средств, тем не менее, ощутимо увеличивают нагрузку на федеральный бюджет. В частности, проект бюджета на 2010 г. предусматривает заметный рост социальных расходов, большая часть которых приходится именно на запланированное повышение пенсий.

"Уже в 2009 – 2010 годах нельзя не заметить мощного изменения структуры расходов федерального бюджета, которое с большой вероятностью продолжится в 2011 и 2012 годах: рост доли трансфертов внебюджетным фондам и снижение доли расходов не только на национальную экономику, но и на здравоохранение и образование в 2010 г., – отмечается в еженедельном обзоре ГУ-ВШЭ "Кризис. Государство. Бизнес". – Это связано с принятыми решениями о повышении средней величины трудовой пенсии на 24% в 2009 году и еще на 46% в 2010 году".

По мнению экономистов, в будущем году именно пенсионные деньги станут одной из основных причин формирования бюджетного дефицита. Однако дефицит, скорее, краткосрочная проблема; адаптация бюджета к изменению возрастной структуры населения – задача куда более сложная и долгосрочная. На содержание пенсионеров будет уходить четверть расходов федерального бюджета (в 2010 г. – 25% расходов, в 2012 г. – 24,3%).

Что касается дальнейших перспектив, экономист института "Центр развития" ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский предлагает три возможных сценария на период 2013 – 2010 годов. Согласно первому, в течение этого времени средняя трудовая пенсия не будет расти в реальном выражении. Во втором сценарии заложен среднегодовой рост на 4% (такой же, как рост фонда заработной платы). Третий предполагает достижение к 2020 г. соотношения средней трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера до 2,5, при предположении, что номинальный рост этого показателя соответствует уровню инфляции.

Наиболее реальный вариант, как водится, находится посредине. Ведь очевидно, что первый сценарий влечет за собой ухудшение уровня жизни пенсионеров, на что государство вряд ли осмелится без особо веских причин. Третий же хоть и выглядит самым привлекательным, на практике трудно реализуем, поскольку потребует увеличения трансферта в Пенсионный фонд до 6,5% ВВП. Но даже реализация промежуточного сценария потребует сильной напряженности от федерального бюджета – трансферт Пенсионному фонду будет немного превышать 5% ВВП, что ниже уровня, запланированного на 2010 г., но больше, чем в 2011 и 2012 годах.

Таким образом, поддержание действующей пенсионной системы даже при фактическом сохранении нынешнего уровня жизни пенсионеров окажет существенное давление на бюджет. Это, в свою очередь, ограничит инвестиционную активность государства и развитие национальной экономики и, к тому же, будет постоянно создавать питательную почву для возобновления дискуссии о повышении налоговой нагрузки на бизнес.

Кстати, буквально вчера помощник президента Аркадий Дворкович после рабочей встречи первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова с предпринимательским сообществом заявил о том, что российские власти не будут пересматривать решение увеличить с 2011 г. тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды. "Речь идет лишь о компенсационных механизмах", – цитирует РИА "Новости" ответ Дворковича на вопрос, планирует ли государство отменить увеличение страховых взносов в связи с возрастающей налоговой нагрузкой на бизнес.

Напомним, с будущего года Россия переходит на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды вместо единого социального налога. В 2010 г. тарифы страховых взносов будут сохранены в размерах действующих ставок ЕСН – 26%, но уже с 2011 г. совокупный тариф планируется увеличить до 34%. Из них Пенсионному фонду достанется 26%, в Фонд соцстрахования пойдет 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медстрахования – 2,1%, в территориальные фонды ОМС – 3%.

Выбор читателей