Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: Вести.ru |
Дмитрий Медведев: Год был очень сложный, всем было нелегко. Главный итог - мы выстояли, выдержали. Мы заплатили относительно небольшую цену за мировой кризис. Мы сохранили социальную стабильность, обеспечили тот набор социальных выплат, который обещали.
В этом году переходим к новой системе выплаты пенсий. Это реальный рост пенсий - практически на треть в номинале и на четверть в реальном измерении. Это первое и, наверное, самое главное.
Второе: мы обеспечили финансовую стабильность. Правительству и ЦБ РФ необходимо было обеспечить нормальную работу финансовой системы, наших банков. Не дать повториться сценарию 98-го года. Все это сделано, система работает. Более того, мы по итогам года получим более низкую инфляцию.
Мы запустили поддержку системообразующих предприятий. Коллективы трудоустроены, выплачиваются пособия, выделяется иная финансовая поддержка.
Вот эти три вещи, на мой взгляд, ключевые из того, что удалось сделать.
Чего не удалось? У нас осталась прежняя, сырьевая, экономика. Это обстоятельство, которое тормозит наше развитие. Для нас крайне важно, чтобы наша экономика стала инновационной. Необходимо также бороться с безработицей. С этой проблемой нам в полной мере справиться не удалось. Работа будет продолжена.
Выход из кризиса будет медленным, специалисты в этом сходятся. В этом году наша экономика уменьшилась. В следующем, надеемся, будет прирост ВВП. По расчетам аналитиков, от 2,5% до 5%. Если так, это будет прекрасный результат. Но слишком велик груз проблем в мировой экономике и в нашей экономике.
Крайне необходимая вещь - модернизация экономики. Начинать ее надо было вчера. Работа ведется, и эта работа будет вестись тотально, по всей стране.
Я верю в то, что модернизацию экономики можно провести ненасильственными мерами. Наш народ сильный и способный к изменениям не только из-под палки, но имея эту задачу как внутреннюю цель.
Большинство наших соседей прошли такой же путь. У кого-то было больше диктата, у кого-то меньше... Но в целом все нашли в себе силы развиваться, быть независимыми, эффективными, мощными.
Модернизации, которые проводились насильственным путем, они все в прошлом. Мы пойдем, как говорил классик, своим путем.
(О региональных выборах) Я встречался с представителям партий, они высказали свои претензии, сейчас идет проверка. Но исков не так много, около 450 - 460 по России в целом. В Москве - около 20, и 37 мер прокурорского воздействия.
Это, конечно, должно нас настораживать. Выборы прошли не стерильно, кое-где были нарушения. Особенно в Дербенте. Вчера Верховный суд Дагестана подтвердил решение об отмене результатов выборов. Да, неприятно, но это показывает, что демократические институты работают.
В целом, количество нарушений точно не было массовым. Выборы подтвердили существующий расклад политических сил. В послании Федеральному Собранию в этом году я основное место уделил как раз региональному вопросу, в том числе выборам.
Хочу отметить, в этом году была хорошая работа. Все те десять инициатив политических, которые я выдвинул, были приняты, все они работают. Политическая система точно стала лучше. Сделаем то же самое на региональном уровне. Изменим процедуру подсчета голосов, чтобы сразу были видны результаты. Нормальная это демократия, все страны на нее потратились, и мы потратимся.
(О политических партиях как представителях общества) Демократия никогда не бывает всеобъемлющей. Никогда не бывает системы, где партии закрывают все политические предпочтения граждан. В общей сложности, у нас есть семь официально признанных федеральных политических партий.
Когда я общаюсь с представителями партий, цель простая. Я хочу выяснить, чем живут люди, отдающие свои голоса. Выяснить, что партии честно и адекватно отражают мнение своих сторонников. Такие разговоры зачастую проходят бурно, но всегда заканчиваются позитивно. Всегда даю поручения по итогам встреч, в частности, и правоохранительным органам.
Все эти партии - основа нашей политической, демократической системы. Никто не знает, сколько партий будет в будущем: семь, десять или две, как в США. Этот выбор должны сделать сами граждане.
(О представителях внесистемной оппозиции) Вы знаете, эта оппозиция потому и внесистемная, что себя внутри политической системы не видит. Я отношусь к этому с уважением, если не нарушается закон. Пусть себе работают, как им нравится. Они тоже, наверное, отражают чьи-то предпочтения. Правда, затрудняюсь ответить, чьи.
(Об административном рвении правящей партии и о сфере государственного управления. "Между вами и практической жизнью - тьма чиновников", - отметил ведущий) Тех, кого запомнили, кто на послании Федеральному Собранию присутствовал и своими делами занимался, не слушал, списочек мне пришлите. Ну, а если серьезно, то у нас действительно неоднородная страна. Кто готов меняться, тот должен работать и будет работать. А кто хочет плыть по течению, у нас есть такие люди, может, им пора на отдых уходить?
Этот процесс будет продолжен. Я не сторонник резкой кадровой революции, но обновления должны быть реальными. Например, пятая часть губернаторского корпуса - это уже новые губернаторы. Они готовы работать в новых условиях, надо дать им возможность попробовать себя.
Вот я сформировал список из тысячи перспективных, по моему мнению, людей. Так вот, из первой сотни уже 28 человек назначены на должности. Честно сказать, я даже не ожидал, что так быстро получится.
И последнее. Ответственность главной политической силы. Политические партии должны отвечать перед своими избирателями, а партия власти ответственна за все. Это и ее преимущество, и ее бремя. Поэтому, конечно, я продолжу политические контакты с партиями, в том числе и с ведущей партией, которая сегодня, по сути, имеет возможность формировать органы власти в субъектах РФ.
(О милиции и скандалах) Претензий у наших граждан к МВД накопилось немало. Уже сегодня подпишу указ о совершенствовании деятельности МВД. Будут организационные, кадровые, финансовые и правовые вопросы.
Часть претензий, безусловно, справедлива. Люди хотят, чтобы их защищали безупречные в нравственном и правовом плане сотрудники милиции. Хотят им доверять. И мы сможем создать такую структуру.
Но при этом огромное количество сотрудников МВД - честные, преданные и верные своему делу люди. Когда что-то происходит, люди все равно идут туда, в милицию. И милиционеры встают на передних рубежах. Только в этом году около 300 человек погибли. Печальная цифра. Они погибли, защищая нас с вами.
Безусловно, нужны жесткие изменения, они будут. Но в то же время нужно сохранить костяк МВД, способный к серьезной, ответственной работе. Там достаточно профессионалов.
(О кадровой революции во ФСИН, где были уволены порядка 20 руководителей, в том числе начальников "Бутырки" и Матросской Тишины) Порядка нет. Надо наводить.
Наша система исполнения наказаний не менялась десятилетиями. И зачастую сама по себе не хочет меняться. Приходится приглашать новых людей, способных к изменениям.
Вы знаете, наказание - это не только кара. Человек, выйдя из тюрьмы, должен превращаться в нормального гражданина общества, а не в криминального вожака. Нужно менять систему и отбытия наказания и назначения наказаний.
Конечно, если говорить о преступлениях против личности, особо опасных преступлениях, наказание должно быть жестким. Для таких граждан мера наказания должна быть исключительно высокой. Отморозков нечего жалеть.
Но за экономические, налоговые преступления вовсе не обязательно уже на стадии предварительного следствия людей законопачивать в тюрьму. При том, что потом их приходится выпускать.
Во всем мире развиты меры наказания, не связанные с лишением свободы. Электронные браслеты те же самые. Вполне можем такие же меры использовать.
Я вот посмотрел, мне приносили документы о помиловании. Грустно смотреть. Гражданин украл шапку за 500 руб., его на два года в тюрьму. Зачем? Он что, лучше от этого станет?
Вот в этой сфере будут наводить порядок.
(О "басманном" правосудии) Если под этим понимается принятие несправедливых, неправосудных решений, то это зло, с которым нужно бороться. Такие приговоры должны отменяться, а лица, которые такие решения принимают, должны нести ответственность.
(О проблеме лекарств) С лекарствами ситуация не очень хорошая, и это видно. Цены выросли, особенно в период эпидемии гриппа. Пришлось правительству реагировать, давать поручения прокуратуре.
Надо защищаться. Ведь что произошло? Лишь 20% лекарств производятся внутри страны. Это опасно. Случись эпидемия, нам могут кислород перекрыть. В период советского развития мы растеряли этот потенциал, нужно развивать фармацевтическую сферу. Мы этим обязательно займемся. Для этого потребуются инвестиции.
Мы должны следить за ценами. Нельзя разрешать борзеть производителям лекарств и аптечным сетям. Лекарства по немотивированным ценам могут привести к социальному взрыву. Но здесь мы порядок наведем.
(О пьянстве в праздники) Надо бороться. Здесь, конечно, многое зависит от каждого из нас. Многим людям нужно, прежде всего, взглянуть на свое здоровье, опомниться.
Что касается ситуации после праздников на дорогах. Она и так тяжелая, мы не очень аккуратные водители, но после праздников еще сложнее. Я считаю, что нужно запретить алкоголь за рулем полностью. Мы не готовы пока разрешать даже небольшое количество алкоголя. Эта норма подлежит отмене. Я обращусь с соответствующим законопроектом.
(О трудовых мигрантах) У нас огромная страна, и не везде хватает рабочих рук. Мы вынуждены опираться и на руки, которые приезжают из других стран. Эти люди выполняют очень важную, пусть незаметную и непрестижную работу. Но их деятельность должна быть жестко регламентирована. Регистрация - четкая и жесткая. Контроль за состоянием их здоровья. Меры по социальной адаптации. Они по-русски должны говорить, они в Россию приезжают. Налоги надо платить, санитарный контроль должен обеспечиваться. Если это отрегулируем, труд будет прозрачным, понятным и нужным.
Куда нельзя допускать: зачастую жуткие аварии происходят по вине людей с правами, выданными в других странах. Я не знаю, как их там выдают. Хочешь перевозить пассажиров - получи российские права. Я обязательно по этому поводу переговорю с главой МВД.
(О Северном Кавказе) Очень сложная проблема. Если бороться с бандитами за последние годы, в целом, мы научились, хотя терроризм периодически поднимает свое отвратительное лицо, и если основные очаги терроризма разгромлены, то проблемы остаются. Много безработных в Ингушетии, Дагестане, Чеченской Республике. Нужно затягивать туда бизнес. Как только формируется нормальная экономическая среда, у людей мозги меняются. Экономическая сфера - ключ к изменению ситуации на Кавказе. Нужен специальный, отдельный пригляд за ситуацией. Человек, отвечающий за эту ситуацию, скоро будет назначен.
(О российской армии) Действительно, наша армия изменилась, ситуация там уже не такая, как была, скажем, десять лет назад. Армия показала, на что она способна, в том числе, и в Южной Осетии.
Но проблем много. Техника устаревает. Военнослужащие должны получать адекватное вознаграждение. Система организации должна быть другой. Поэтому в этом году принят ряд решений, пусть болезненных, но способствующих созданию нового облика армии. Подразделения становятся не кадрированными, а частями постоянной готовности. Реформы уже начались.
Уже сейчас выплачиваются серьезные добавки офицерам, зарекомендовавшим себя. Они сопоставимы с финансовыми поощрениями в западных странах. У нас уже треть офицеров получают такие добавки, а до 2012 года мы должны всех офицеров перевести на новые условия. И служить будет не стыдно, и спрос другой.
Техника требует серьезной реконструкции. Никто не вкладывался, денег не было. Но деньги появились, мы стали их вкладывать. Техника будет поставляться новая, порциями. За десять лет мы должны переоснастить полный набор военной техники. У России должна быть сильная армия.
(О реформе МВД и финансировании этого ведомства) Конечно, нужно менять систему, при которой зарплаты сотрудников милиции очень малы. Но мы должны посмотреть на всю составляющую работы МВД. Может быть, стоит сократить численность состава и за счет этого повысить довольствие. Обеспечить приход людей, готовых качественно работать в МВД.
У меня много людей после окончания университета пошли не деньги зарабатывать, а служить в милиции. Это при наличии блестящего образования. Они делают это очень важное дело по-честному и достойно. Их надо поддержать. И это будет указано в документе, который я сегодня подпишу.
(О "Невском экспрессе") Что виновных найдут, у меня сомнений нет. Не могу разглашать всю информацию, следствие идет, но версии есть, в общем, они достаточно известны, обыгрываются в СМИ. Я уверен, что следствие способно этих уродов разыскать, арестовать и судить.
Помимо следственной компоненты расследования последствий этого теракта, мы должны подумать о технологической составляющей, о том, как обеспечивается безопасность на транспорте. Поручения по итогам разборов с учетом произошедшего я дал и министру транспорта и РЖД. Они будут профинансированы до последнего рубля.
(О пожаре в пермской "Хромой лошади" и людях, у которых "ни мозгов, ни совести") Совесть - понятие нравственное. Она, конечно, не возникает с рождения, это вопрос школы, семьи, веры.
Эта трагедия - следствие запредельного разгильдяйства, расхлябанности. Уму непостижимо, как могло прийти в голову устраивать пиротехническое шоу в закрытом помещении.
Нужно выпустить необходимый набор правовых актов, регламентировать деятельность пожарной охраны. Это и ее вина, очевидно. Проверяли, проверяли, а почему не закрыли? Взятки получили?
Этот пример очень показателен, нужно начинать с самих себя. Если говорить о правовой квалификации, то, на мой взгляд, это, конечно, неосторожное происшествие, которое повлекло тягчайшие последствия. Такого не должно повториться.
(О народе России. Не надорван ли он, есть ли силы) В нашей стране легко никогда не жилось. Здесь для обеспечения абсолютно элементарных нужд нужно совершать подвиги. Войны, социальные эксперименты. Все это сформировало наш национальный характер.
Народ не надорван, это не так. Иначе мы бы и Великую Отечественную войну проиграли, и собственным государством управлять не смогли бы. Но мы выстояли, мы стали развиваться. Живем, как ни крути, лучше, чем 10 - 15 лет назад. Мы способны решать наши задачи. Наша сила воля и энергия жить никуда не делась.
(Об отношениях с Путиным) У нас особые отношения - товарищеские, дружеские. Уверен, что это не изменится.
(О Бараке Обаме) Я довольно много общаюсь с новым президентом США. Сильный политик, интересный человек, общаться с ним легко. Он умеет слушать, отвечать на аргументы. Он не говорит, как его предшественники: "Ваша точка зрения хороша, но мы уже все решили, извините". Работается с ним неплохо, доверительные отношения сложились.
(О заминке с Договором СНВ) Это же не контракт между двумя кооперативами, а все-таки договор, определяющий параметры сокращения вооружений двух крупнейших ядерных держав. Мы согласовали практически все. Где-то мы их поддавливаем, где-то они нас. Но я уверен, что мы этот документ создадим. Здесь нужно все просчитать, до последней запятой, это документ на десять ближайших лет.
Но даже после подписания этого договора мы продолжим развитие наших стратегических вооружений. И США это прекрасно понимают, это необходимо для нашей защиты.
Наш ядерный щит позволяет решать все задачи, которые он должен решать. Конечно, будем заниматься развитием новых систем, в том числе новых ракет. Наш ядерный щит всегда будет эффективным и достаточным.
(О выборах на Украине и "российском" кандидате) Наверное, это Виктор Андреевич Ющенко (с улыбкой), если учесть, что большинство моих выступлений по украинской тематике были связаны с ним. А если серьезно, у нас нет и не может быть своих кандидатов. Украинский народ сам разберется и выберет себе президента.
Единственное, чего бы я хотел, это чтобы будущий президент Украины был настроен на построение братских отношений с Россией. Чтобы русский язык не обижали, чтобы экономические отношения развивались, чтобы не было странного желания погрузиться в иностранный военный блок.
(О глобальном потеплении) Чтобы сказать, остывает Земля или нагревается, я должен быть специалистом в этой сфере. Если говорить прямо, не важно, что именно происходит, главное - как мы реагируем. В любом случае нужно менять экологию, развивать "зеленую" энергетику, искать альтернативные источники энергии.
Я недоволен саммитом в Копенганене. Получился "пшик", пустой звук. И это не вина России. Но мы все равно будем продолжать развиваться в сфере энергосбережения, мы, как минимум, улучшим атмосферу, в которой живем.
(О закрытых казино, электронных лотереях и так и не построенных игровых зонах) Считаю, что говорить о бизнесе, который обманул власть, - преувеличение. Мы перекрыли игровому бизнесу кислород. Игровые зоны, действительно, еще не заработали. Мы туда закачивать деньги не собираемся, но, если частные инвесторы придут, будем рады.
Кое-кто пытается мимикрировать. Моментальные лотереи, бред какой-то... Вот эти клубы обязательно надо прихлопнуть. Я поручу еще раз прошерстить законодательную базу, чтобы закрыть эти лазейки. Достаточно ли этого будет? Посмотрим. Придумают еще что-нибудь - еще раз закроем, еще раз накажем.
(О тренере сборной России Гусе Хиддинке) За ключевыми матчами наблюдаю, иногда по телевизору, иногда в жизни. Что бы ни говорили после этого досадного поражения, по моему частному мнению, мнению болельщика, с приходом Хиддинка сборная заиграла по-другому. Вспомните матч с англичанами в "Лужниках", мы просто спасли матч! А фантастическая игра с Голландией: мы не узнавали свою сборную, думали, что это за люди бегают в наших майках.
По рейтингам мы выросли. Не гранды, так полугранды европейского футбола. И клубов это касается, вон ЦСКА Кубок УЕФА взял, "Зенит" тоже.
(О распорядке дня) Встаю я сообразно графику. Ложусь довольно поздно, в два - три часа ночи. Накапливается много всякой всячины, бумаги, бывает, подписываю перед сном.
Но немного времени на чтение остается. У меня на столе несколько книг, я всегда их несколько стараюсь читать, так интереснее. Хотя иногда могу запоем что-то прочитать, но только во время отдыха. Сейчас на столе лежит Ключевский, его "Исторические портреты". Впервые, кстати, начал читать электронную книгу. Ничего, удобно.
Лежит еще новый опус Пелевина, пока не открывал. Несколько новопереведенных романов Ремарка. Он мне очень нравится, сентиментальный писатель.
(Чего не хватает в жизни) Свободы, свободного времени. Я здесь не оригинален, как любой руководитель государства. Это уже с первого дня чувствуется.
Семья нормально все переносит, ведут себя прилично, ко мне не пристают. Это, конечно, сказывается и на их жизни, есть ряд ограничений, которые раньше отсутствовали. Жизнь главы государства - это всегда набор ограничений. Если не попробовать, почувствовать этого нельзя.
(Об изменениях) Я изменился, не буду лукавить. Изменился, потому что это особая ответственность. Я и прежде работал на высоких должностях, но это другие позиции. Когда на тебе максимальная ответственность, это меняет и характер, и мировосприятие.
(О музыке) Было бы странно, если бы мой сын слушал ту же музыку, что и я, то есть рок 40-летней давности. Он поклонник альтернативного рока, я мало в этом понимаю, но кое-что слушаю, например Linkin Park. Еще он "Сплин" и "Машину Времени" слушает.
(О праздниках) Новый год встречу дома. Первого января схожу в гости.
(О человеке года) У нас таких людей года около полутора миллионов. Все граждане РФ, которые родились в этом году. Я их поздравляю с наступающими праздниками. Они молодцы, что родились в этот трудный год.
В Европе чувствуется усталость от конфликта
Иностранные летчики специально нарываются на неприятности