Европейский суперсамолет загнулся на взлете

Airbus готов остановить работы над военно-транспортным самолетом A-400M из-за нехватки денег. Для продолжения работы над проектом, на который уже потрачено пять миллиардов евро сверх сметы, необходимы дополнительные финансовые вливания


Фото с сайта airbusmilitary.com



Европейский авиастроительный концерн Airbus готов прекратить работы по выпуску военно-транспортного самолета A-400M, если заказчики не предоставят проекту дополнительного финансирования. Такое заявление сделал в интервью BBC исполнительный директор Airbus Том Эндерс.

"Мы не сможем завершить разработку этого самолета без существенных финансовых вливаний", – заявил Эндерс. Работы над A-400M уже обошлись Airbus и заказчикам в €5 млрд сверх бюджета. Переговоры руководства концерна и представителей стран-заказчиков A-400M должны состояться на этой неделе. Закупить новый транспортник рассчитывают вооруженные силы Германии, Франции, Испании, Великобритании, Турции, Бельгии, Люксембурга и Малайзии.

Разработка A400M продвигается очень трудно. Проект нового транспортника, который должен был прийти на смену американскому С-130 Hercules и европейскому С-160, начали еще во второй половине 1980-х гг., однако из-за разногласий между участниками проекта старт работ по созданию самолета пришелся на начало 2000-х годов. В 2003 г. страны, заинтересованные в покупке A-400M, обязались приобрести 212 самолетов по цене €100 млн за машину.

A-400M – четырехмоторный турбовинтовой самолет, способный перевозить 30 т груза на расстояние 4,5 тыс. км со скоростью 780 км/час. От своих аналогов он отличается большей грузоподъемностью, скоростью и широким использованием в конструкции композитных материалов, снижающих вес самолета.

В 2007 г. Airbus запустила на одном из заводов в Испании линию по сборке самолета. Первый полет A-400M был запланирован на первый квартал 2008 г., а начало поставок – на 2009 год. Ежегодно компания намеревалась собирать по 30 машин. Вскоре выяснилось, что претворению этих планов в жизнь мешают различные проблемы. Первый полет пришлось отложить из-за недоработок в двигателях, производимых компанией Eurotorp International. В январе прошлого года выяснилось, что самолет весит на 12 т больше, чем предполагалось, и, вероятно, не сможет выполнить одно из ключевых требований к проекту – взлететь с полезным грузом в 32 тонны.

На устранение этих недоработок Airbus понадобились время и деньги, что заставило некоторых заказчиков разочароваться в A-400M. В прошлом году от закупок машины отказалась ЮАР, а американская компания Lockheed Martin сообщила, что Великобритания и Франция обратились к ней по поводу приобретения в качестве замены военно-транспортного самолета С-130J Super Hercules. Несмотря на все эти неудачи, 11 декабря 2009 г. A-400M все-таки совершил первый полет. Поставки самолета заказчикам планируется начать не раньше 2012 года.

Окончание работ над A-400M обойдется Airbus без малого в €6 млрд, из которых у нее зарезервировано только €2,4 миллиарда. Некоторые наблюдатели считают, что настал момент, когда проще отказаться от дальнейшей работы по проекту. Это, кстати, будет на руку американскому конкуренту Airbus, концерну Boeing, активно предлагающему заказчикам свой военно-транспортный самолет С-17 Globemaster III.

Выбор читателей