Социалистической нефти стало больше

Уго Чавес бодро сваливает вину за все беды Венесуэлы на капиталистов и предсказывает своей стране новые проблемы. Но в итоге строители социализма всех победят – ведь у них больше всех в мире нефти


Фото с сайта upstreamonline.com



Президент Венесуэлы Уго Чавес в своих регулярных многочасовых выступлениях перед народом все реже говорит о необходимости диверсификации нефтяной экономики страны. Этим он в корне отличается от российских руководителей. Оно, впрочем, не удивительно, ведь, согласно последним оценкам американских геологов, запасов нефти у Венесуэлы вдвое больше, чем у Саудовской Аравии. Чего же еще желать главному строителю " социализма XXI века"? Тут и своей стране, и соратникам по " Боливарианскому альянсу" хватит. Такое богатство надо не диверсифицировать, а национализировать. Чем, собственно, Чавес и занимается уже который год. И все экономические проблемы на таком нефтяном фоне кажутся ему полной ерундой.

А проблем немало. Рухнувшие в кризис нефтяные цены подкосили венесуэльскую финансовую систему: пришлось серьезно сокращать госрасходы и признать девальвацию национальной валюты – боливара – свершившимся фактом. До недавних пор его курс к доллару искусственно поддерживался, но в начале января правительство сдалось и опустило его сразу на 50%. Правда, по некоторым транзакциям (импорту социально значимых товаров) действует другой курс – ниже прежнего всего на 17%. По уровню инфляции (более 25% за 2009 г.) Венесуэла лидирует в Латинской Америке. Да тут еще невиданная засуха подорвала энергетику страны: водохранилища пересыхают, и крупнейшие гидроэлектростанции находятся на грани остановки.

Чавес в своих выступлениях бодро сваливает всю вину за эти неурядицы на капиталистов и предсказывает своей стране новые проблемы. "Мы будем продолжать идти по нашему нелегкому пути, который мы начали с огромными трудностями. Впереди нас ждут еще большие трудности. Величайшие трудности! Нас подстерегают внешние и внутренние враги, но мы всех победим, не сомневайтесь!" – ораторствовал он недавно в венесуэльском парламенте.

Какие же меры принимает Чавес, чтобы достойно встретить эти трудности? Самые социалистические. Он продолжает экспроприировать и национализировать частную собственность, как правило, иностранную. Основное богатство страны – недра – уже давно находятся под полным контролем правительства: иностранцы могут разрабатывать их лишь на правах миноритарных акционеров при преобладающем участии в проектах венесуэльских госкомпаний. Национализации подвергаются также самые различные предприятия – от телекоммуникационных компаний до булочных. Сейчас на очереди – торговая сеть Exito, которая формально провинилась тем, что дерзает повышать цены на потребительские товары и вообще "систематически нарушает венесуэльское законодательство". На самом деле главная вина этого ритейлера в том, что он на 70% французский и на 30% колумбийский, да к тому же располагает широкой сетью магазинов. А ведь как раз сейчас правительство Чавеса создает государственную Корпорацию социалистических рынков (КОМЕРСО), и она остро нуждается в расширении количества торговых точек, где бы граждане Венесуэлы смогли воспользоваться "преимуществами социалистической торговли". Так что капиталистическая торговая сеть должна послужить делу революции.

Впрочем, самый весомый вклад в строительство боливарианского социализма вносят нефтяные ресурсы Венесуэлы: они дают стране более 90% экспортных доходов и на 50% наполняют бюджет. И какой же подарок преподнесло Чавесу Геологическое управление США, когда сообщило, что Венесуэла располагает не 230, а 513 млрд баррелей черного золота (больше, чем у Саудовской Аравии с ее 260 миллиардами)! Геологи пересмотрели коэффициент нефтеотдачи месторождений пояса Ориноко, увеличив процент "технически извлекаемой" нефти с 20% до 40% – 45%. Впрочем, не все эксперты согласны с подобными оценками. Например, венесуэльский геолог и бывший член правления госкомпании Petroleos de Venezuela SA (PdVSA) Густаво Коронель заявил агентству Associated Press: "Сомневаюсь, что коэффициент нефтеотдачи может быть заметно более 25%, и добыча значительной части этой нефти будет экономически нецелесообразна". Видимо, этот геолог хорошо знаком с "социалистическими методами" нефтедобычи.

А на Ориноко будут использоваться, похоже, именно такие методы, поскольку "капиталисты" оказались практически вытесненными оттуда. Большинство западных компаний откололись, когда венесуэльское правительство оставило им лишь миноритарные доли в проектах. Недавно Министерство энергетики и нефти Венесуэлы заявило, что ему "не удалось договориться" по Ориноко с французской нефтегазовой группой Total и норвежской нефтяной компанией Statoil. Госкомпания PdVSA, дескать, предлагала им совместно разрабатывать блок "Хунин-10" (где возможна добыча 300 тыс. баррелей в день) и построить рядом НПЗ, чтобы перерабатывать тяжелую нефть в более легкую. Однако ответные "предложения компаний Statoil и Total не отвечают предъявленным требованиям", в связи с чем PdVSA решила, что будет разрабатывать месторождение самостоятельно.

На этом фоне главным нефтяным партнером Венесуэлы становится социалистический Китай. В ходе состоявшегося в декабре прошлого года восьмого заседания венесуэльско-китайской межправительственной комиссии высокого уровня PdVSA и Китайская национальная нефтяная компания (CNPC) заключили договор о поставках 500 тыс. баррелей нефти в день и меморандум о совместной разработке блоков "Хунин-8" и "Бояка-3" на Ориноко. Ранее были подписаны также документы по "Хунину-4". По итогам заседания Чавес заявил, что поставки нефти в КНР к концу 2010 г. возрастут до 630 тыс. баррелей в день, а в дальнейшем планируется довести их до 1 млн баррелей. Пекин не скупится, подбираясь к венесуэльской нефти: китайско-венесуэльский фонд для финансирования совместных экономических проектов увеличился в 2009 г. до $12 миллиардов. А перспектива курсирования супертанкеров между Венесуэлой и Поднебесной стала одной из основных причин расширения Панамского канала, в финансировании которого тоже участвует Китай.

Выбор читателей